Объективный политико-правовой анализ Минских договоренностей – 2 дает основания утверждать, что украинское государство фактически ловко завели на поле "федерализма".
Об этом в статье для ZN.UA пишет Марина Ставнийчук, украинский юрист, бывший руководитель главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации администрации президента Украины.
Автор отмечает, что перечень гарантий и преференций, закрепленный на уровне Закона Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" и продублированный для отдельных районов Донецкой и Луганской областей в Комплексе мероприятий по выполнению Минских соглашений от 15 февраля 2015 года, по многим признакам соответствует признакам федерализма, хотя прямо о "федерации" речь и не идет.
"На сегодня и в разработанных рабочих изменениях в Конституцию в части "децентрализации" власти, и в действующем законодательстве Украины, и в недавно принятых реформаторских законах в сфере местного самоуправления украинское видение децентрализации основывается на необходимости реформировать, прежде всего, территориальные общины и существенно отличается от того, что закреплено Минскими договоренностями-1 и 2 как формализованное правовое представление об одном из ключевых элементов этой децентрализации с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей", - пишет автор.
При этом, отмечает Ставнийчук, украинская сторона при достижении этих договоренностей взяла на себя обязательство принять постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов указанных областей.
"То есть речь идет не просто о регионализации, а о еще более сложной модели - возможности наряду с общим конституционным порядком существовать квазисубъекту в виде "отдельных районов отдельных областей". Причем с расширенными полномочиями, преференциями, обязательствами государства Украина в политической, правоохранительной, социально-экономической и культурной сферах. Примером этих суперпреференций является, например, требование статьи 7 Закона Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", которой уже предусмотрено, что в законе о государственном бюджете Украины ежегодно будут предусматриваться расходы на государственную поддержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей, объем которых не может изменяться при сокращении утвержденных бюджетных назначений. Но, беря на себя такие обязательства, украинская власть не может не понимать: при том, что на этих территориях живут наши люди, украинские граждане, руководство этих "отдельных районов" прогнозируемо будет иметь, по сути, если не анти-, то точно не проукраинские настроения по многим субъективным и объективным причинам. Очевидно, что глубокого осознания комплекса проблем не произошло, поскольку с одной стороны Украина недавно признала их формально террористическими организациями и призывает к этому мир, а с другой - предоставляет суперпреференции во всех сферах местного и государственного управления", - говорится в статье.
По мнению Ставнийчук, это будет один из тупиков будущего конституционного процесса. "В этом контексте очень важно услышать ответ еще на один, возможно, неожиданный вопрос: насколько готова украинская центральная власть в отношениях со всеми территориальными общинами и регионами применить, так сказать, формулу пакета гарантий для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, чтобы, по крайней мере, минимизировать центробежные тенденции в нашей стране", - задает резонный вопрос автор.
Подробнее читайте в статье Марины Ставнийчук Минские договоренности и конституционный процесс. Без лишних иллюзий в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".