Для публичных лиц любое уголовное дело — серьезный удар по репутации. Но, когда дело рассыпается, правоохранители не несут никакой ответственности. И это — лакуна в нашем законодательстве. И здесь уже неравные правила игры. Об этом в интервью редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой заявил исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.
«Никто не говорит, что не нужно контроля. Более того, правоохранители для адекватного мэра — помощники, способные выявить «черные дыры» у себя в команде…В Европе есть такое понятие, как добросовестные подрядчики. Ведь бюджетная сфера не работает по предоплате, она работает по факту. Потому есть депозит, накопление средств, долгая процедура разработки проектно-сметной документации и доведенная до абсурда система закупок. Кстати, снижение порога для закупок (сейчас — 50 тысяч) не только не уменьшило коррупцию, а повлияло на рождение новых «фоповских» схем ухода от налогов», - заявил Слобожан.
По его словам, очень часто сами муниципалитеты выступают в роли обманутых структур.
«Здесь важно понимать, что ни в одной стране мира нет ориентировки на цену продукта, только — на качество. У нас же любая недобросовестная, но демпингующая фирма может жалобами и исками заблокировать любой тендер в городе. Должен быть список «черных» и «белых» подрядчиков. Иначе с кем я могу работать, если мне не с кем работать?», - считает исполнительный директор АГУ.
Однако он добавляет, что есть и вторая сторона этой истории: в европейских странах то, что у нас называется коррупцией, именуют эффективной работой местной власти.
«Потому что нахождение для громады надежного и прогнозируемого с белой историей подрядчика — большая победа. И когда мэр моделирует ситуацию, сводит этого добросовестного подрядчика с центральной властью — он работает на громаду. У нас же мэр Львова сработал на уголовное дело, хотя и не получил никакой личной выгоды поддержав инвестора», - пояснил Слобожан.
На пассаж журналиста о том, что, образно говоря, все лучшие в округе ремонтные бригады и асфальтовые заводы записаны на связанных с мэрами лиц и родственников, исполнительный директор АГУ ответил:
«Вся проблема в том, что местные власти в результате децентрализации получили финансы, и эффективные мэры начали поднимать города и переизбрались. Вот откуда пошел миф об асфальтовых заводиках. Но все должны проверять и доказывать правоохранители. НАПК сейчас очень быстро находит неправомерные траты. Я могу привести вам примеры неизбранных мэров, которые сейчас совершенно спокойно могли бы легализовать свои активы. Почему же они этого не делают? Более того, дискредитировали мэра, он ушел, но фирма-то, за которую его клевали пять лет, осталась. И такое бывает».
Ассоциация городов Украины (АГУ) объединяет 929 громад, в которых проживает более 85% населения страны. Она стала одним из стейкхолдеров децентрализации, пребывая одновременно в статусе субъекта и объекта реформы.
Однако для чего так настойчиво сплачивается местное самоуправление? Чем руководствуется Киев, продолжая «кошмарить» мэров силовиками? Почему на финансовой децентрализации в 2022 году можно поставить крест? Зачем громадам нужны 80% подоходного налога физических лиц (ПНФЛ) и на каких условиях? По какой причине только суд может стать реальным «префектом» на местах? Откуда взялся фейковый законопроект о местном самоуправлении народного депутата Гурина, и интересы каких застройщиков лоббирует этот законопроект? Кто на самом деле готовит проект изменений в Конституцию и почему ОПУ солгал о подписанном протоколе с ассоциациями?
Читайте в интервью Инны Ведерниковой с Александром Слобожаном «Перед президентом разыгрывают иллюзию хорошей коммуникации с местным самоуправлением».