Украина все еще не определилась с правовой квалификацией событий на Донбассе: чем это чревато и как исправить ситуацию

Поделиться
Украина все еще не определилась с правовой квалификацией событий на Донбассе: чем это чревато и как исправить ситуацию © Диалог.UA
Случаи осуждения за терроризм создают неразбериху для международных учреждений правосудия.

Сегодня органы государственной власти Украины и первые лица нашего государства утверждают, что конфликт на Востоке страны является агрессией и оккупацией со стороны РФ, пишет в своей статье для "Лига.нет" бывший заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов.

Так конфликт квалифицируют и в Департаменте надзора за расследованием преступлений в условиях вооруженного конфликта ОГП.

"Даже Офис Прокурора Международного уголовного суда уже признал, что в конфликте на Востоке присутствует международная составляющая (т.е. агрессия со стороны РФ), хотя это международное учреждение пока трактует конфликт на Востоке Украины как международный и немеждународный. Свой доклад о состоянии вооруженных конфликтов МУС делает ежегодно, и может изменить квалификацию событий на Востоке Украины на международный конфликт, но только в том случае, если украинская сторона предоставит достаточные и неоспоримые доказательства этого ", — пишет Мамедов, добавляя, что в Украине все еще не пришли к окончательному выводу о правовой квалификации событий на Донбассе.

Он рассказал о случаях, когда нарушителям инкриминируют различные обвинения за один и тот же состав преступления: либо государственная измена, либо участие в террористической организации, либо участие в незаконных вооруженных формированиях, либо военные преступления.

В 2018 году ВР приняла Закон Украины "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях". В тексте этого закона впервые к событиям на Востоке Украины было применено понятие "оккупация".

"Режим оккупации фактически констатируется из-за утверждения о "вооруженной агрессии Российской Федерации" и осуществления "общего эффективного контроля над территорией". В дальнейшем эта квалификация начала осуществляться и в пределах уголовных производств. До сих пор существовало в общей сложности 4 судебных приговоров по статье 438 УКУ" (нарушение обычаев войны)", — пишет Мамедов.

Касаемо установления режима оккупации Международный уголовный суд применяет следующие критерии:

  • захват армией иностранного государства определенной территории без согласия национального правительства, действующего на этой территории;
  • легитимное правительство не имеет эффективного контроля над этой территорией и не может работать надлежащим образом;
  • иностранные силы могут контролировать территорию или части территории.

Если ситуация отвечает всем трем критериям, объяснил Мамедов, есть основания полагать, что факт оккупации имеет место. Однако он рассказал об еще одном понятии – режиме оккупации через третьи лица, например незаконные вооруженные формирования (occupation by proxy). В этом случае ко всем перечисленным критериям следует добавить еще один: территория контролируется негосударственными вооруженными формированиями, которые находятся под общим контролем государства-агрессора.

"Для Украины доказывание на международном уровне агрессии и оккупации со стороны РФ на Востоке Украины позволит определить Россию как государство, несущее ответственность за преступления, совершенные в ходе этого конфликта, и несущее ответственность за ущерб, причиненный в ходе этого конфликта. Если преступления, совершенные на Востоке Украины, будут квалифицироваться украинскими властями как терроризм, это уменьшит шансы на международное правовое признание российской агрессии и оккупации на Востоке Украины", — пишет Мамедов.

Он объяснил, что Украине нужно иметь единый подход к квалификации преступлений на оккупированных территориях, чтобы доказать факт агрессии и оккупации.

"Осуждение за терроризм создает путаницу для международных учреждений правосудия, а также дает российской стороне аргументы отрицать оккупацию и агрессию, — объясняет Мамедов. - Для доказывания международного статуса конфликта на Востоке Украины украинские органы государственной власти должны придерживаться единой и обязательно точной квалификации в терминах международного права. Прежде всего, действия самопровозглашенных "Л/ДНР" должны оцениваться на предмет наличия составов военных преступлений с точки зрения ст. 438 Уголовного кодекса Украины (а также положений законопроекта 2689 (когда он будет подписан и станет действующим законом)".

По словам Мамедова, также нужно продолжать сбор доказательств и ратифицировать Римский устав Международного уголовного суда.

Подробнее о том, придут ли Киев и Москва к согласию по "нулевому варианту", читайте в статье Владимира Кравченко"Новые претензии Путина: что еще он хочет от Украины".

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме