Центральная избирательная комиссия призывает Верховную Раду принять ряд законопроектов и постановлений, чтобы обеспечить надлежащее проведение местных выборов этой осенью. Сегодня парламент проголосовал за назначение их на 25 октября.
«Призываем Верховную Раду Украины как можно быстрее урегулировать проблемные вопросы и создать качественную законодательную основу для организации подготовки и проведения в Украине местных выборов 25 октября 2020 года», - отмечают в комиссии.
В Центризбиркоме напоминают, что подготовка к местным выборам проводится в уникально сложных условиях, с элементом правовой и организационной неопределенности. Это обусловлено, в частности, внесением изменений в Избирательный кодекс Украины, образованием новых районов и проблемами финансирования.
В комиссии акцентируют на проблемах, которые возникнут, если депутаты до 25 июля не успеют принять решение о создании и ликвидации районов. Сегодня постановление повторно отозвали из Рады на доработку.
Неутверждение новых районов заставит ЦИК автоматически объявить очередные выборы в райрады всех существующих районов (кроме 25 оккупированных). А с учетом того, что в рамках действующего территориального устройства некоторые громады расположены на территории нескольких районов, или на территории одного расположено несколько громад, выбрать райраду там будет невозможно.
«Организационно невозможно будет отнести территорию таких громад к конкретному району. Это приведет к неопределенности с образованием округов, организацией голосования, транспортировкой избирательной документации, установлением итогов и результатов голосования », - объясняют в комиссии.
Укрупнение районов также создаст дополнительную нагрузку при подготовке к проведению выборов, напоминают в ЦИК.
«Значительное укрупнение районов будет существенно влиять на осуществление отдельных избирательных процедур при организации подготовки и проведения местных выборов. Так, например, в случае принятия постановления в состав ряда новых районов будут входить более 700 избирательных участков, а значит, соответствующие районные избирательные комиссии должны будут обеспечивать как образование соответствующего количества участковых комиссий, так и администрирование избирательного процесса на них», - говорят в комиссии .
Такая нагрузка ставит под угрозу надлежащую организацию выборов и требует корректировки избирательного законодательства.
Кроме того, рассинхронизация голосований за новое административно-территориальное устройство и внесении изменений в Избирательный кодекс может создать сложности и привести к непрогнозируемым результатам, считают в Центризбиркоме.
Еще одним проблемным вопросом является промедление депутатов с принятием законопроекта о совершенствовании избирательного законодательства (№3485). Если он не вступит в силу вовремя, это может сделать невозможным проведение определенных процедур, связанных с подготовкой к выборам 25 октября.
Например, в соответствии с положениями этого законопроекта, представление кандидатур в ЦИК для формирования территориальных избирательных комиссий будет проходить в четко определенные сроки - с 26 июля по 5 августа 2020 года.
«Поэтому чрезвычайно важно принимать решения последовательно, взаимосогласованно, обеспечив при этом четкое правовое регулирование поставленной проблематики», - отмечают в комиссии.
В своей статье для ZN.UA «Местные выборы. У кого Джокер?» Инна Ведерникова отметила, что для обеспечения демократичных и прозрачных выборов международные стандарты ЕС запрещают менее чем за год до старта кампании менять три вещи: территориальную организацию выборов, избирательную систему и способ формирования избирательных комиссий. Однако в Украине за несколько месяцев до местных выборов решили поменять все из вышеуказанного.
Автор отметила, что взятый «слугами народами» в заложники Избирательный кодекс с четырьмя тысячами технических и политических правок – это сознательный расклад в свою пользу. Однако это может обернуться против пропрезидентской партии.
При этом рассмотреть поправки в Избирательный кодекс народные депутаты планируют 16 июля – предпоследний день третьей сессии Верховной Рады девятого созыва. Подробнее о причинах такого решения читайте в статье Инны Ведерниковой «Власть валит свой же закон об изменениях в Избирательный кодекс. Почему?».