Как известно, последние месяцы насыщены событиями вокруг взаимоотношений центральной и местных властей. С одной стороны, очевидно обострение между Банковой и мэром столицы Виталием Кличко, возглавляющим крупнейшую Ассоциацию городов Украины (в АГУ входят около 1000 ОТГ, что составляет 90% населения страны). С другой, при президенте Украины заработал Конгресс местных и региональных властей, анонсированный Банковой как площадка для взаимодействия центральной власти и представителей местного самоуправления.
Модератор круглого стола «Правовой статус ассоциаций органов местного самоуправления: проблемы и перспективы» глава профильного подкомитета ВРУ по вопросам местного самоуправления Виталий Безгин призвал ассоциации: «перестать поодиночке защищаться от центральной власти и наконец-то перейти к конструктивному диалогу ради эффективной адвокации интересов органов местного самоуправления (ОМС) перед властью».
Однако основной «пряник» для местного самоуправления приготовил заместитель министра развития громад и территорий Вячеслав Негода. «Действующий закон об ассоциациях нужно актуализировать и пересмотреть», — заявил Негода. Ассоциации, по мнению замминистра, «в каком-то смысле себя исчерпали и действительно больше борются против чего-то или кого-то».
«Нужно консолидировать ассоциации для того чтобы власть слышала общий голос, — уточнил Негода. — Слишком много мнений, нужен компромисс в границах местного самоуправления. А в перспективе общему голосу ассоциаций нужно предоставить право законодательной инициативы».
Замминистра оппонировал директор по развитию Института гражданского общества Анатолий Ткачук: «Консолидированный голос ОМС перед властью может быть только в момент принятия государственного бюджета и обсуждения уровня зарплат в органах местного самоуправления, — заявил Ткачук. — В других вопросах никакого «общего голоса» быть не может — на разных уровнях местного самоуправления слишком разные интересы. От открытия рынка земли крупным городам ни холодно, ни жарко, а вот для сельских громад — это кровный интерес. И только сильная ассоциация на этом уровне может реально защищать интересы селян. Законодательная инициатива должна принадлежать народным депутатам, правительству, президенту и никому больше. Как то и предписывает Конституция. Единый голос если и может быть, то только в формате конфедерации ассоциаций представляющих разные уровни местного самоуправления».
«Что касается адвокации интересов местного самоуправления перед властью, то это не самая приоритетная задача ассоциаций, есть более важные. Во-первых, согласование общих позиций между уровнями местного самоуправления, а, во-вторых, именно защита членов ассоциаций от действий власти во время тех же выборов. Когда политически Центр давит на голов громад и депутатов. К сожалению, у нас есть такая практика».
Глава Ассоциации малых городов Украины Павел Козырев вообще поставил вопрос ребром: «А может, мы еще одну партию создадим?». «На самом деле в мире есть две модели: с одной глобальной структурой, представляющей разные уровни местного самоуправления и с ассоциациями «по интересам». Они обе рабочие. Однако не очень развитые демократии скорее всего интересует система консультаций между правительством и ассоциациями. Внутри ассоциаций и между разными ассоциациями. Нужна рабочая площадка, где бы институционально сильные ассоциации вели диалог с правительством. И их голос обязательно учитывали».
Участники круглого стола также задели вопрос деполизатизации руководства органов ассоциаций, вспомнив Киев. «Как сделать, чтобы позиция ассоциации не воспринималась как позиция головы или какого-то мощного члена ассоциации?», — задал резонный вопрос Безгин.
«Глава АГУ не должен быть действующим городским головой дабы исключить политизацию, — ответил Ткачук. — Напряжение в столице, где из-за того что Банковая побила горшки с Кличко под пресс автоматически попала АГУ, которую он возглавляет, — наглядный тому пример».