Судебная реформа началась

4 июня, 2010, 19:35 Распечатать Выпуск №21, 4 июня-11 июня

Настоятельная необходимость реформы обусловлена тем, что суды в нынешнем состоянии не способны надлежащим образом защитить права граждан...

Президент Украины провозгласил курс на усовершенствование судебной системы, которая должна стать эффективной, справедливой и доступной для каждого гражданина.

Настоятельная необходимость реформы обусловлена тем, что суды в нынешнем состоянии не способны надлежащим образом защитить права граждан. Такая ситуация объясняется и недостаточным финансированием, и отсутствием реальных гарантий независимости судей, и коррупцией в судейской среде.

На необходимость реформирования украинского судопроизводства, в частности его конституционных основ, неоднократно обращали внимание и международные эксперты, прежде всего Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия).

Очевидно, что для конституционных изменений потребуется длительное время как по процедуре, так и с учетом отсутствия в парламенте большинства, способного такие изменения принять. Но не менее очевидно и то, что общество устало от ожиданий и стремится к изменениям уже сегодня, о чем ярко свидетельствует катастрофически низкий уровень доверия к судам.

Такое положение вещей побудило президента Украины к созданию Рабочей группы по вопросам судебной реформы, перед которой была поставлена задача усовершенствования судебной системы путем разработки предложений о внесении изменений в законы без внесения изменений в Конституцию.

В рабочую группу вошли специалисты органов власти, судьи, представители высших учебных заведений, научные сотрудники, народные депутаты Украины.

Результатом работы группы стал проект закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», заключительные положения которого предусматривают также внесение изменений в ряд процессуальных и других законов в сфере судопроизводства.

3 июня 2010 года проект был принят парламентом в первом чтении, что засвидетельствовало начало реального осуществления судебной реформы в Украине.

Хотя от представителей юридического сообщества можно услышать абсолютно разные мнения о содержании реформ, в том числе и резко негативные, изложение основных положений законопроекта уже само по себе свидетельствует о его прогрессивном характере.

Что же глава государства предлагает обществу?

Прежде всего — изменение процессуальных законов. Предлагается существенное сокращение сроков рассмотрения дел в судах в порядке гражданского, административного и хозяйственного процесса. Предусматривается, что срок кассационного рассмотрения дел уменьшится вдвое. Будут сокращены сроки на обжалование судебных решений: с 30 до 10 дней. Предлагается также отменить возможность направления дел на новое рассмотрение.

В административном процессе предлагается ввести сокращенное производство, предусматривающее рассмотрение определенной категории дел в течение двух недель.

Становится невозможным затягивание рассмотрения дел из-за механизма обжалования процессуальных определений.

Во всех судебных процессах вводится антикоррупционный механизм автоматического распределения дел.

Cущественные изменения ожидают и систему судоустройства. Предлагается уменьшение роли председателей судов, что приведет к росту авторитета и независимости судьи.

Предусматривается введение не только в административных, но и во всех судах общей юрисдикции автоматизированной системы документооборота и распределения дел.

Председатели судов лишаются возможности каким-либо способом влиять на материально-техническое обеспечение судей соответствующего суда.

Кроме того, в хозяйственном и уголовном процессе председатели судов лишаются полномочий относительно рассмотрения отвода судьи.

При этом кандидатуры на административные должности в судах будут предлагаться советами судей и утверждаться Высшим советом юстиции, в котором большинство будут составлять судьи.

Статус Верховного суда Украины приводится в соответствие с требованиями Конституции Украины с учетом позиции Конституционного суда Украины относительно неконституционности института повторной кассации.

Верховный суд Украины наконец начнет выполнять свою главную функцию — обеспечение единства судебной практики, рассматривая дела, в которых имело место неодинаковое применение норм судами кассационной инстанции. Вместе с тем Верховный суд Украины сможет принимать решение, которое будет окончательным и обязательным не только для сторон в деле, но и на всей территории Украины для применения во всех правоотношениях, возникающих в государстве.

В связи с этим количество судей Верховного суда Украины постепенно, с выходом судей в отставку или переходом в другие суды, будет сокращено. Их останется примерно столько же, сколько в новообразованном Высшем специализированном суде по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Верховный суд Украины будет состоять из двадцати судей.

В процедуре назначения судей глава государства впервые предлагает механизм, который позволит любому талантливому человеку, даже из самого глухого села, без знакомств и связей, на прозрачной конкурентной основе стать судьей, сдав анонимный экзамен под прямую видеофиксацию этого процесса в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Проект также предусматривает существенное усиление роли судейского самоуправления в системе судоустройства и повышение значимости и независимости органов, играющих основную роль в вопросах судейской карьеры и ответственности, — Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Механизм формирования этих органов обеспечит представительство в них большинства судей, необходимость чего неоднократно подчеркивали международные эксперты.

Вместе с тем президент Украины отказывается от ряда полномочий, которые предоставляет ему действующее законодательство, а именно:

не будет полномочий по проведению специальных проверок во время назначения судей на должности впервые;

— не будет представительства в Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

— не будет полномочий по определению количества судей в судах;

— будет назначать по своей квоте двух судей в состав Высшего совета юстиции.

Ограничиваются и полномочия Верховной Рады Украины.

Парламент исключается из числа субъектов формирования Высшей квалификационной комиссии судей Украины, а назначая членов Высшего совета юстиции, обязан двух из них назначать из числа судей.

В процессе избрания и увольнения судей парламент будет принимать решение удостоверяющего характера по упрощенной процедуре без проведения каких-либо проверок. Главную роль в этих процессах будут играть органы, в которых большинство будут составлять судьи, — Высшая квалификационная комиссия судей Украины и Высший совет юстиции.

Деполитизация судебной системы является одной из основных идеологических основ реформы.

Один из шагов на этом пути — предложение запретить награждение действующих судей, которое часто использовалось как благодарность за конкретные решения в конкретных делах.

Финансовая независимость судов будет обеспечена в соответствии с решением Конституционного суда Украины путем выделения каждому суду средств непосредственно законом о государственном бюджете. Кроме того, Государственная судебная администрация, на которую возложено представительство судов в отношениях с органами исполнительной и законодательной власти в вопросах финансирования и материально-организационное обеспечение судов, выводится из системы органов исполнительной власти и подчиняется органам судейского самоуправления.

Проект также направлен на реализацию антикоррупционной политики главы государства.

Предлагается повышение заработной платы судьям с одновременным обязательством декларировать свои расходы и доходы.

Процедура привлечения судей к ответственности, в том числе уголовной, совершенствуется с целью обеспечения неотвратимости наказания нарушителей при соблюдении их прав в этой процедуре в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии.

Одновременно президент Украины предлагает усилить уголовную ответственность за невыполнение решения суда и расширить субъектный состав тех, кто может быть привлечен за это к ответственности.

Важно то, что законопроект обеспечивает усовершенствование механизма реализации прав каждого гражданина Украины. Каждый, наконец, сможет обжаловать бездеятельность власти не в четырех судебных инстанциях в течение нескольких лет, а в административном суде в двухнедельный срок.

В соответствии с предложенными изменениями в Кодекс административного судопроизводства Украины, другое решение в случае бездеятельности органа власти, чем в пользу гражданина, суд принять фактически не сможет.

При этом, в отличие от действующего законодательства, все жалобы на действия судей могут быть представлены непосредственно в Высшую квалификационную комиссию судей Украины, где в порядке автоматического распределения их проверку будет осуществлять член комиссии, работающий на постоянной основе, а не на общественных началах.

Следует также отметить, что судебная реформа, инициированная главой государства, приближает Украину и к европейскому правовому пространству.

Эксперты Совета Европы и Венецианская комиссия, осуществляющие постоянный мониторинг отечественной судебной системы, высказали ряд рекомендаций относительно обеспечения международных стандартов правосудия.

В президентском проекте учтено абсолютное большинство из них, кроме тех, которые могут быть реализованы только путем изменения положений Конституции Украины. Глава государства исходит из того, что ожидать изменений в Конституцию — это путь, который не позволит нам проводить реформы в системе правосудия, и поэтому инициирует первый шаг, предлагая изменить определенные вещи законами Украины уже в ближайшее время.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно