Верховная Рада приняла в основу законопроект №5707 «О правотворческой деятельности». Документ поддержали 290 народных депутатов.
«Принятие этого законопроекта усовершенствует законодательную базу по правотворческой деятельности, ее планированию и мониторингу результатов, определит виды нормативно-правовых актов, их иерархию и юридическую силу, усовершенствует механизмы принятия и применения нормативно-правовых актов», – говорится в пояснительной записке.
Документ определяет понятие правотворческой деятельности, а также устанавливает ее принципы, участников и их полномочия, вопросы, связанные с делегированием правотворческих полномочий.
В частности, правотворческая деятельность – это деятельность по планированию, разработке проекта нормативно-правового акта (его концепции) и принятию (изданию) нормативно-правового акта, целью которой является правовое урегулирование и/или охрана общественных отношений.
В то же время, документ определяет понятие законодательства как иерархической системы нормативно-правовых актов и международных договоров Украины. Законопроект определяет юридическую силу нормативно-правовых актов как их свойство, что определяет иерархическую подчиненность и соотношение обязательности между ними. Согласно пояснительной записке, законопроект устанавливает иерархию нормативно-правовых актов в системе законодательства Украины.
В отличие от предыдущих подобных законопроектов, зарегистрированных в Раде, этот документ определяет правовые основы планирования правотворческой деятельности. Оно должно обеспечить предсказуемость развития публичной политики, единство, непрерывность, гибкость и точность процесса подготовки и принятия (издания) нормативно правовых актов, координацию деятельности субъектов правотворческой деятельности.
Законопроект регулирует особенности планирования правотворческой деятельности по разработке законопроектов. Кроме того, документ предлагает внедрить механизмы юридического прогнозирования.
Также предполагается:
- подготовка научной концепции развития законодательства Украины;
- повышение статуса Национальной академии правовых наук Украины как экспертного института.
«Законопроектом существенно обновляются подходы к процедуре подготовки проектов нормативно-правовых актов. В частности, предусмотрено, что проект нормативно-правового акта должен разрабатываться на основании концепции проекта нормативно-правого акта, отражающей принципиальный подход к регулированию общественных отношений, цели и задачи правового регулирования, новые права и обязанности участников правоотношений, а также предполагаемые социально- экономические и другие последствия его реализации при принятии (издании) нормативно-правового акта», – говорится в пояснительной записке.
Законопроект предусматривает возможность испытания управленческого решения для получения информации о сформулированной проблеме через институт правового эксперимента.
Документ описывает этапы разработки субъектом правотворческой деятельности проекта нормативно-правового акта. Также предусмотрено введение распространенной во многих странах практики по «Оценке влияния на проект нормативно-правового акта». Законопроект предусматривает расширение положительной практики центральных органов исполнительной власти по проведению публичных консультаций.
«Предлагается законодательное закрепление основополагающих вопросов действия нормативно-правовых во времени, в пространстве и за кругом лиц, а также вопрос устранения пробелов правового регулирования и преодоления коллизий между нормативно-правовыми актами», – говорится в пояснительной записке.
Также законопроект вводит правовой мониторинг – систематическую и комплексную деятельность субъектов правотворческой деятельности по анализу и оценке эффективности применения действующих нормативно-правовых актов. Его планируется осуществлять с помощью аналитического обобщения, проведения опросов, обобщения обращений, обмена информацией между государственными органами, анализа судебных решений.
Напомним, 18 ноября Верховная Рада соберется на внеочередное заседание. Народные депутаты планируют рассмотреть шесть вопросов.