Версия об «украинском следе» на днях одновременно появилась в ряде ведущих западных изданий. Как и прежде, в конце прошлого года, прошла информация со ссылкой на «некоторых западных руководителей», «многочисленных официальных лиц», «23 дипломатов и разведчиков из девяти стран» о том, что несколькомесячное расследование не подтвердило российского авторства диверсии. «Кто и зачем придумал, что Украина взорвала «Северные потоки»? » — в статье объясняет президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
«Удивительно, что никому из расследователей «украинского следа» в диверсии на «Северных потоках» 26 сентября 2022 года не пришло в голову проанализировать для начала технические аспекты. Ведь именно технические вещи и возможности определяют успех или неудачу при организации и совершении беспрецедентной операции, аналогов которой нет в истории подводных трубопроводных систем», – отмечает Гончар.
Рассказывая о технических характеристиках трубы газопровода и что необходимо для ее уничтожения, президент Центра глобалистики сообщает, что она сделана из специальной стали повышенной прочности, наружный диаметр 1220 мм, толщина стенки до 41 мм. Труба бетонированная «рубашкой», изготовленной из измельченной и уплотненной железной руды в смеси с цементом, толщиной 110 мм. Труба не лежит «так просто на дне морском». С целью нерушимой фиксации и предотвращения всплытия подводного газопровода его засыпают сверху хорошим слоем сортированных и несортированных камней.
«Итак, к самой трубе прямого доступа нет, а с учетом того, что «Северный поток-1» находится в эксплуатации более десяти лет, это означает, что придонные течения еще дополнительно нанесли песок и ил на каменную насыпку, уплотнив ее. Это важно для понимания того, что несколько десятков килограммов взрывчатки, которую (гипотетически) могла бы доставить группа диверсантов на себе, вопрос гарантированного подрыва трубы не решат», — убеждает эксперт.
Опираясь на официальное заявление компании-оператора, длина участка трубы, разрушенного в результате диверсии, составляет около 250 метров… на морском дне обнаружены кратеры техногенного характера глубиной от 3 до 5 метров на расстоянии около 248 м друг от друга. Участок трубы между кратерами полностью разрушен, радиус разбрасывания фрагментов трубы составляет не менее 250 метров.
«Представьте силу взрыва, когда обломки разлетаются на 250 м под водой, в плотной среде. Сейсмостанции в Дании и Швеции зафиксировали донный сотрясение силой в 2,3 балла по шкале Рихтера. Существуют разные оценки количества взрывчатки, но, по крайней мере, ее порядок — это несколько килограммов на одну закладку», — подчеркнул Гончар.
По его словам, все это означает, что для выполнения соответствующих подготовительных работ должно было быть задействовано хоть и гражданское, но должным образом оборудованное судно с бортовым краном для спуска и подъема грузов, со специально подготовленным экипажем, оснащенное по крайней мере дистанционно управляемым аппаратом с манипулятором для осуществления подводно. -технические работы. И выполнить комплекс подготовительных работ невозможно за один спуск на дно в течение часа, да еще и в трех местах. Более того, для взрыва взрывчатки на глубине нужно иметь специальный детонатор, чтобы его взрывной механизм мог быть отлажен соответствующим способом, выдерживать донный давление определенное время и должным образом сработать, когда поступит сигнал на подрыв.
Опытные специалисты по специальным подводно-техническим работам утверждают, что, скорее всего, при выполнении подготовительных работ был использован либо подводный миничел сухого типа с манипуляторами, либо по крайней мере соответствующий дистанционно управляемый подводный аппарат. Вся эта техника специализирована, не массовая в производстве, она дорогая, в супермаркетах не продается, как и водостойкая взрывчатка и детонаторы к ней. Приобретение такого оснащения или его аренда у кого-то «группой любителей дайвинга» не осталось бы незамеченным для многочисленных глаз и ушей западных и российских разведывательных и контрразведывательных организаций.
«На этом фоне комично выглядит сюжет немецкого издания о парусной яхте с лихим экипажем, который перемещается по Балтийскому морю, имея примерно 1–1,5 тонны взрывчатки на борту, которую на авто доставили на борт в одном из немецких портов, а к тому, вероятно, грузовик еще где-то носился по Европе. Итак, с технической точки зрения, версия об украинском следе фантастична. И это еще без анализа отдельных специфических аспектов», – добавил Михаил Гончар.
Ранее генеральный секретарь Североантлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что до сих пор неизвестно, кто совершил атаку на газопроводы Nord Stream в сентябре прошлого года, и что национальные расследования продолжаются.