Розыгрыш iPhone 12 и запугивания полицией: что повлияло на явку во втором туре выборов 22 ноября

Поделиться
Розыгрыш iPhone 12 и запугивания полицией: что повлияло на явку во втором туре выборов 22 ноября
В КИУ заявили о так называемых играх с явкой избирателей.

На явку во втором туре местных выборов 22 ноября, который состоялся в 11 городах, прямо повлияли избирательные технологии. Об этом во время пресс-конференции заявил аналитик "Комитета избирателей Украины" Денис Рыбачок.

"У нас есть основания говорить, что на явку избирателей 22 ноября прямо повлияли избирательные технологии, которые использовали кандидаты. То есть, фактически, то, что мы видели, можно назвать играми с явкой", - заявил Рыбачок.

Он пояснил, что отдельные кандидаты делали все для того, чтобы стимулировать избирателей прийти на участки. И это, по словам аналитика, дало результат. Другие же кандидаты, наоборот, делали все возможное, чтобы избиратели не пришли голосовать.

Так, по данным наблюдателей КИУ, во Львове, Бердянске и Славянске использовалась одна и та же технология активизации молодых избирателей через разыгрывание мобильных телефонов iPhone 12.

"Конечно, мы должны понимать, что формально организаторами такой акции были не кандидаты, потому что им законодательством запрещено делать подобные вещи, а местные предприниматели. Но я хотел бы подчеркнуть, что у нас есть все основания считать, что такие действует имеют признаки избирательной технологии, цель которой заключалась в том, чтобы прямо повлиять на явку граждан", - заявил Рыбачок.

Он отметил, что разыгрывали не только телефоны. По словам аналитика, "избирателям также обещали и другие блага за приход на участок". Например, в Днепре избирателям, которые сделали фото на участке (так же как и в случае с розыгрышем телефонов), обеспечивали бесплатный проезд в общественном транспорте. Кроме того, в городе такие граждане могли бесплатно поесть на точках "Ярмарки выходного дня". Там, по словам Рыбачка, раздавали глинтвейн и кондитерские изделия. А в других локациях Днепра избирателям раздавали попкорн.

"Но интересно то, что в городах, где избирателям выдавали призы, явка реально возросла. И вот три города, о которых я говорил: Бердянск - явка 39,2%, Львов - 38,9%, Славянск - 32,4%. Тогда как в среднем явка по 11 городах составила 39,5%", - заявил Рыбачок.

В то же время в тех местах, где политики фактически запугивали избирателей накануне голосования, наблюдатели КИУ зафиксировали снижение явки. Так, в Полтаве явка составила 25,5%, что на 4% ниже, чем в среднем по городам, где проходил второй тур. В городе в день голосования пенсионерам и людям старшего возраста приходили СМС-сообщение с текстом: "Если вам дали продуктовый набор, не идите голосовать, на участке вас ждет полиция". При этом КИУ фиксировали, что раздача продуктовых наборов могла практиковаться в Полтаве. Кроме того, по словам Рыбачка, жителям Полтавы звонили неизвестные, представлявшиеся сотрудниками социологической компании, и рассказывали о коронавирусе, риске заболеть на участке и тому подобное.

В Никополе наблюдатели КИУ зафиксировали, что в одном из районов ездила машина с громкоговорителем и агитировала избирателей не идти голосовать, потому что это якобы опасно из-за коронавируса и вообще бессмысленно, потому что все уже решено. Рыбачок заявил о том, что в "Комитете избирателей" считают, что такие действия могли повлиять на явку.

"Конечно, мы должны учитывать, что факторов, влияющих на явку, очень много. От погодных условий до того, в каком настроении проснулись избиратели. Но то, что мы видим во втором туре - это то, как на явку могли повлиять избирательные технологии, что косвенно использовались штабами кандидатов. Более того, системность таких фактов дает нам основания говорить, что все-таки речь идет не просто об общественных инициативах предпринимателей и привлечению граждан к выборам. Речь идет об избирательных технологиях, которые использовались штабами и цель которых была довольно четкой. То есть, или повысить явку, или искусственно ее занизить. Как мы видим на примерах сразу нескольких городов, это действительно дало результат и фактически показало, как можно манипулировать явкой и волеизъявлением граждан", - подытожил Рыбачок.

25 октября в Украине состоялись местные выборы. Граждане избирали депутатов областных, районных, городских, сельских и поселковых советов, а также городских, поселковых и сельских голов во всех 24 областях Украины. 15 ноября второй тур мэрских выборов прошел в семи городах, 22 ноября – еще в 11.

По данным ЦИК, явка на выборах составила 37%, это в полтора раза меньше, чем на местных выборах 2015 года. 15 ноября на участки пришли 24% избирателей, а 22 ноября – 29,53% избирателей.

Подробнее о том, кто, как и для чего берет власть в областных центрах Украины 25 октября, читайте в предвыборном проекте ZN.UA "Страна по полочкам" (на украинском и русском языках).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме