Президент РФ Владимир Путин провел в пятницу оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ, сообщает пресс-служба Кремля.
На совещании "было принято решение о начале процесса денонсации ряда двусторонних российско-украинских документов", а именно:
- соглашения между РФ и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, подписанного в Киеве 28 мая 1997 года;
- соглашения между РФ и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, подписанного в Киеве 28 мая 1997 года;
- соглашения между правительством РФ и правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины, подписанного в Киеве 28 мая 1997 года;
- соглашения между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, подписанного в Харькове 21 апреля 2010 года.
Обновлено: Президент России Владимир Путин внес предложение в Госдуму о прекращении действия ряда российско-украинских соглашений, в частности о Черноморском флоте.
В пояснительной записке указывается, что Россия вправе прекратить действие этих четырех соглашений на основании ст. 61 и 62 Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года.
Путин считает "утраченным" предмет данных российско-украинских соглашений "в виду фактического прекращения правоотношений аренды Россией объектов ее Черноморского флота на территории Украины" после присоединения 18 марта Россией к себе Крыма.
Однако, согласно упомянутой Путиным Венской конвенции, Россия не имет права ссылаться на ст.62, поскольку: вхождение Крыма в состав РФ (т.е. изменение обстоятельств) является результатом нарушения Россией ее международного обязательства, таккак между Украиной и РФ дейсвтует и не может быть денонсирован Договор об украинско-российской госгранице от 28 января 2003 г., которым четко установлена территориальная принадлежность Крыма Украине. А современное международное право содержит запрет на применение клаузулы rebus sic stantibus (на котороую ссылается Путин) к договорам о границе, т.е. к вышеуказанному Договору.
ВАЖНО: справка ZN.UA
Современное международное право - это прежде всего Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., положения которой являются обязательными и для Украины, и для РФ.
Как отмечает в комментариях ZN.UA юрист-международник Александр Малиновский, Венская конвенция (далее - ВК) предусматривает следующие основные случаи прекращения двусторонних международных договоров в одностороннем порядке:
1) денонсация (ст. 54 ВК) - отказ государства от договора в порядке, предусмотренном самим договором. Межправсоглашение от 21.04.2010 г. ("харьковское соглашение" - ред.) не предусматривает возможности его прекращения в одностороннем порядке и, следовательно, не может быть правомерно денонсировано;
2) подразумеваемая денонсация (ст. 56 ВК) - отказ государства от договора, который не содержит положений о его денонсации, в случае, если право на такой односторонний отказ следует из намерений участников договора или из характера договора. Характер харьковского соглашения, обстоятельства его заключения и реализации не дают оснований для вывода о возможности его подразумеваемой денонсации. Более того, участник договора, прекращающий его в одностороннем порядке на основании подразумеваемой денонсации, обязан (!) уведомить другого участника о своем намерении не менее чем за 12 месяцев (!);
3) прекращение договора вследствие его существенного нарушения (ст. 60 ВК). Не углубляясь в детали данного основания, можно ограничиться констатацией отсутствия претензий РФ о существенном нарушении Украиной межправсоглашения;
4) аннулирование - односторонний отказ от договора, не предусмотренный в нем, вследствие последующей невозможности выполнения (ст. 61 ВК) или коренного изменения обстоятельств (ст. 62 ВК).
Статья 61 регулирует возможность прекращения договора вследствие безвозвратного исчезновения или уничтожения его объекта и по своему характеру не применима к харьковскому межправсоглашению. А ст. 62 касается как раз того, на что сослался российский премьер, - влияния существенного изменения обстоятельств, при которых договор был заключен, на действительность такого договора.
Статья 62 допускает возможность прекращения договора на основании клаузулы rebus sic stantibus лишь в исключительных случаях и прямо предусматривает запрет для государства ссылаться на коренное изменение обстоятельств (клаузулу rebus sic stantibus), как на основание для прекращения договора, если такое изменение обстоятельств является результатом нарушения данным государством его международного обязательства (это отражает общий правовой принцип, в соответствии с которым никто не может извлекать пользу из своего собственного правонарушения).
Исходя из этого и учитывая, что включение Автономной Республики Крым в состав РФ сопряжено с грубым нарушением российской стороной ряда ее международно-правовых обязательств (в частности, по Уставу ООН и двусторонним международным договорам с Украиной) относительно территориальной целостности Украины, у РФ отсутствует право на прекращение межправсоглашения от 21.04.2010 г. на основании клаузулы rebus sic stantibus (озвученной Д.Медедевым – ред.).
Особо следует отметить установленный в современном международном праве запрет ссылаться на клаузулу rebus sic stantibus как на основание для прекращения договора, устанавливающего границу, а также с целью нарушения международного мира и безопасности.
Согласно ст. 65 ВК, прекращение международного договора происходит не произвольно, а в соответствии со специальной процедурой, защищающей международный договор от его произвольного прекращения: участник, ссылающийся на какое-либо основание для прекращения договора (в том числе на клаузулу rebus sic stantibus), обязан не менее чем за три месяца (за исключением случаев особой срочности) письменно уведомить другого участника о своем требовании (указав меры, которые он намерен предпринять в отношении данного договора, и основания для принятия таких мер). Однако если в указанный трехмесячный срок последует возражение со стороны другого участника договора, то стороны договора должны урегулировать возникший между ними спор с помощью средств, указанных в ст. 33 Устава ООН (т.е. путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства или иными мирными средствами по своему выбору). !zn
Ранее сообщалось о том, что 24 марта министр юстиции Украины Павел Петренко заявлял, что Россия не имеет правовых оснований для денонсации "харьковских соглашений". "Заявление российской стороны об односторонней денонсации "харьковских соглашений" - это фактически политическая спекуляция", - сказал он.
"Заявления премьер-министра Российской Федерации о том, что они в одностороннем порядке разрывают это соглашение и будут пытаться компенсировать около 11 млрд долларов, политически и в правовом порядке некорректны", - подчеркнул глава Минюста. "С правовой точки зрения, на сегодняшний день российская сторона нарушила соглашение о пребывании Черноморского флота на территории Украины", - сказал он. Петренко напомнил, что харьковские соглашения являются дополнением к соглашению о базировании ЧФ РФ на территории Украины от 1997 года
21 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял о том, что так называемые "харьковские соглашения", подписанные в 2010 году президентом Украины Виктором Януковичем, подлежат денонсации.
Напомним, Россия и Украина заключили базовый договор об условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины в 1997 году, в нем четко оговорены условия аренды российского флота на территории Украины, в том числе зафиксирована арендная плата в размере 98 миллионов долларов, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины - до 28 мая 2017 года.
Однако в апреле 2010 года были подписаны так называемые "харьковские соглашения": президенты России и Украины - Дмитрий Медведев и Виктор Янукович - в результате переговоров в Харькове договорились продлить срок пребывания российской базы в Крыму на 25 лет, начиная с 2017 года, когда истекает действие нынешнего соглашения, с правом его продления еще на пять лет. Власти обосновали такое соглашение договоренностью "Газпрома" и "Нафтогаза" о льготных ценах (скидках) на газ для Украины.
Данное соглашение было ратифицировано Радой 27 апреля 2010 года. Оппозиционные депутаты неоднократно пытались решением парламента отменить данный договор. Однако закон "О внесении изменения в регламент Верховной Рады Украины" от 11 января 2012 года запретил депутатам вносить на рассмотрение парламента законопроекты о денонсации международных договоров Украины. Однако 31 мая 2012 года Конституционный суд Украины признал неконституционным этот закон. !zn