Верховная Рада в четверг приняла в первом чтении правительственный проект закона о государственной службе.
При голосовании за соответствующий законопроект с нескольких попыток насобиралось 226 голосов народных депутатов. При этом на утреннем заседании парламент несколько раз подряд провалил голосование по данном законопроекту о госслужбе.
"Прежде всего речь идет о разграничении политических и административных должностей, в частности, введении института государственных секретарей министерств, выводе за пределы государственной службы сотрудников патронатной службы, обслуживающих подразделений и прочих", – сказал глава Национального агентства по вопросам госслужбы Константин Ващенко, представляя законопроект №2490 в парламенте.
В конце концов депутаты договорились, что будет создана специальная рабочая группа на базе профильного комитета по доработке этого документа ко второму чтению.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, документ разработан "с целью установления новых правовых и организационных основ государственной службы как профессиональной, политически беспристрастной деятельности на благо государства и общества, а также для обеспечения реализации гражданами Украины права равного доступа к государственной службе".
Действие данного законопроекта распространяется на следующие должности госслужбы: в секретариате Кабинета министров Украины, Администрации президента Украины, аппаратах СНБО, Верховной Рады, секретариатах Конституционного суда Украины, Высшего совета юстиции, ЦИК, Счетной палаты и в других госструктурах на должностях не наивысшего ранга.
Соответственно, действие законопроекта не распространяется на: Президента, членов Кабмина, народных депутатов Украины, судей, работников прокуратуры, военных и др.
Госслужащих предполагается разделить на 3 категории: категория "А" (высший корпус государственной службы); категория "Б" (руководители подразделений); категория "В"(другие должности государственной службы). Законопроект предполагает 9 рангов государственных служащих.
Закон в целом определяет права и обязанности госслужащего, а также ответственность за совершение правонарушений или бездеятельность.
Например, госслужащий имеет право перед выполнением приказа от руководства, в законности которого он сомневается, получить требования в письменном виде и обратиться в вышестоящие органы для согласования приказа.
Принятие граждан Украины на должности государственной службы без проведения конкурса запрещается, кроме случаев, предусмотренных этим законом.
Государственная служба начинается с момента принесения присяги государственного служащего.
Согласно проекту закона, государственный служащий не имеет права быть членом политической партии и агитировать за другие партии.
Также не допускается назначение на должность государственной службы лица, состоящие в близких отношений с руководством.
Также государственная служба прекращается в случае достижения государственным служащим возраста 60 (по действующему законодательству - в 65 лет), если иное не предусмотрено законом.
Прошлый закон о госслужбе №8306 был принят еще в 2011 году, однако его вступление в силу ежегодно откладывалось. В марте 2015 года Кабмин одобрил новый законопроект о госслужбе.