Верховная Рада приняла в целом закон №3612 "О народовластии через всеукраинский референдум". Документ поддержали 255 народных депутатов.
Фракции голосовали таким образом:
- "Слуга народа" - 226 "за";
- "Оппозиционная платформа - За жизнь" - 0 "за";
- "Европейская солидарность" - 0 "за";
- "Батькивщина" - 0 "за";
- "За майбутнє" - 0 "за;
- "Довіра" - 20 "за";
- "Голос" - 0 "за"
- внефракционные депутаты - 9 "за".
Согласно закону на всеукраинский референдум могут выноситься следующие вопросы:
- утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины (это "общие положения", "выборы и референдум" и "внесение изменений в Конституцию")
- общегосударственного значения;
- об изменении территории Украины;
- о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями.
При этом референдум по утверждению изменений в раздел I "Общие положения", раздела III "выборы и референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" Конституции Украины назначает президент. Также глава государства назначает референдум по народной инициативе (если этого требуют не меньше 3 млн граждан, у которых есть право голоса). Референдум по изменению территории Украины назначает Верховная Рада.
В то же время на всеукраинский референдум нельзя выносить вопросы:
- противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
- отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;
- направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтническую, расовую, религиозную вражду;
- по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
- отнесенные Конституцией Украины и законами к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
В тексте закона говорится, что Всеукраинский референдум не может проводиться одновременно с очередными и внеочередными общегосударственными выборами, очередными местными выборами. Также референдум не может назначаться или проводиться, если в Украине или в отдельных ее местностях действует военное или чрезвычайное положение.
В то же время проводится референдум должен на основе таких общих принципов:
- общего права голоса;
- равного права голоса;
- прямого волеизъявления;
- свободного участия во всеукраинском референдуме;
- добровольного участия во всеукраинском референдуме;
- тайного голосования;
- личного голосования;
- однократного голосования;
- публичности и открытости процесса всеукраинского референдума.
Голосовать на всеукраинском референдуме имеют право граждане Украины, которым на день голосования исполнилось 18 лет и, которые не признаны в установленном законом порядке недееспособными. Граждане Украины, имеющие право голоса, являются избирателями.
Закон запрещает органам государственной власти, органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления вмешиваться в процесс референдума. То же самое касается служебных и должностных лиц указанных органов.
Каждый избиратель на конкретном всеукраинском референдуме может проголосовать только один раз и только на одном участке.
Конституционности вопроса, который предлагается вынести на референдум, определяет Конституционный суд Украины по обращению субъекта права на подобное обращение в порядке, установленном законом.
Также документ предусматривает расширение круга субъектов процесса референдума, которых Центризбирком регистрирует как сторонников или оппонентов вопроса. Такими субъектами могут быть политические партии и общественные организации.
Документ позволяет электронные процедуры во время организации и проведения всеукраинского референдума. В том числе речь идет об электронном голосовании. В законопроекте прописано, что вопрос электронных процедур в процессе референдума будет осуществляться в порядке, который определит отдельный закон.
Также в документе говорится о создании автоматизированной информационно-аналитической системы, которая должна обеспечить электронное голосование.
Вопрос на всеукраинском референдуме должен иметь четкую и понятную формулировку, которую нельзя толковать по-разному. Также ответ на вопрос должен быть только "да" или "нет".
Президентский законопроект "О народовластии через всеукраинский референдум" Верховная Рада приняла в первом чтении 18 июня.
13 мая 2020 глава Верховной Рады направил запрос об оценке Венецианской комиссией проекту Закона Украины "О всеукраинском референдуме". В октябре прошлого года парламент получил общий вывод Венецианской комиссии и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).
Ранее директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто заявил о том, что соответствующий законопроект - не о народовластии, поскольку власть сможет получить любой результат, который она захочет.
Отметим, что в 2018 году Конституционный суд Украины признал таким, что не соответствует Основному закону, принятый во времена Виктора Януковича закон "О всеукраинском референдуме". Руководствуясь им, о своей "независимости" заявили пророссийские квазиреспубликы "Л-ДНР" на востоке Украины.