Верховная Рада приняла за основу президентский законопроект №5599 "О предотвращении угроз национальной безопасности, связанным с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)". Документ поддержали 275 депутатов.
Фракции голосовали так:
- "Слуга народа" - 231 "за"
- ОПЗЖ - 0 "за"
- "Европейская солидарность" - 0 "за"
- "Батькивщина" - 0 "за"
- "Голос" - 0 "за"
- "За майбутнє" - 18 "за"
- "Довіра" - 18 "за"
- внефракционные - 8 "за"
Согласно документу, олигархом считается физическое лицо, одновременно отвечающее по меньшей мере трем из следующих признаков:
- участвует в политической жизни;
- может влиять на средства массовой информации;
- является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) субъекта хозяйствования, в день вступления в силу настоящего Закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке в соответствии с Законом Украины "О защите экономической конкуренции" и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
- подтверждена стоимость активов лица (и лиц, бенефициаром которых она есть) превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года.
Решение о признании лица олигархом будет принимать Совет нацбезопасности и обороны по представлению правительства, члена СНБО, Нацбанка, СБУ или Антимонопольного комитета. Тех, кого признают олигархами, должны внести в Реестр лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни. Исключить лицо из реестра можно будет при установлении отсутствия не менее двух признаков олигархов.
Реестр определен как "электронная информационно-телекоммуникационная система, предназначена для публикации и обработки информации олигархов, и лиц, подающих декларации о контактах, с целью обеспечения доступа к информации о таких лицах и применения к ним мер воздействия".
Внесены в реестр лица не смогут:
- осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий в соответствии с Законом Украины "О политических партиях в Украине";
- быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации.
Также признанные СНБО олигархи будут обязаны подавать электронную декларацию о своем имуществе.
Публичные служащие, связанные с олигархом или его представителем, должны будут подавать декларацию о контактах. Под контактом подразумевается встреча и разговор (в том числе проведены онлайн) любого содержания. К таким служащим относятся:
- президент Украины;
- глава Верховной Рады Украины, его первый заместитель и заместитель;
- народный депутат Украины;
- премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер, министр, его первый заместитель и заместитель;
- глава СБУ и его заместители;
- генеральный прокурор и его заместители;
- глава Национального банка и его заместители;
- судьи Конституционного Суда Украины, судьи;
- руководитель постоянно действующего вспомогательного органа, образованного президентом Украины, его первый заместитель и заместители;
- глава и члены Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, глава и члены АМКУ, глава и члены Счетной палаты, глава и члены Центральной избирательной комиссии, главы и члены других государственных коллегиальных органов, глава и члены Высшего совета правосудия;
- секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместители;
- глава Госкомитета телевидения и радиовещания и его заместители, глава Фонда государственного имущества и его заместители, глава НАПК и его заместители, директор НАБУ и его заместители, директор ГБР и его заместители, директор Бюро экономической безопасности Украины и его заместители;
- уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;
- государственные служащие, занимающие должности государственной службы категории "А";
- главы местных государственных администраций, их первые заместители и заместители;
- военные Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, которым присвоено высшее воинское звание;
- лица начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присвоено выше специальное звание.
Указанным лицам не нужно подавать такую декларацию, если служащий встретился с олигархом:
- на официальных мероприятиях, ход которых отображается в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через интернет в режиме, доступном для массового приема;
- на судебных заседаниях;
- официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) размещена на официальном сайте соответствующего органа государственной власти.
Отметим, что в заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады указано, что законопроект о деолигархизации может стать инструментом влияния на формирование Высшего совета правосудия. Кроме того, ГНЭУ считает, что в нынешней редакции документ нарушает конституционные права граждан Украины, расширяет полномочия СНБО определенные Конституцией, и содержит ряд других недостатков и рисков.
С первым проектом закона ZN.UA ознакомило читателей 27 мая, в статье Юлии Самаевой “Законопроект “Об олигархах”: основные положения vs главные ожидания”. Утром 3 июня текст законопроекта появился на сайте парламента, в нем частично учтены рекомендации западных партнеров Украины и ZN.UA, которые прочитали предыдущий вариант законопроекта и выразили свои замечания.
Представление Зеленским законопроекта продиктовано двумя факторами. Прежде всего желанием создать видимость борьбы с олигархами, чтобы избиратель перестал обращать внимание на отсутствие глобальных изменений в государстве. Вторая цель - медийно потеснить владельцев крупных телеканалов, блокируя даже минимальную критику Зеленского и его команды. О том, какими будут следующие маневры на деолигархическом фронте, читайте в статье Александра Леменова “Законопроект “Об олигархах”: не станет ли увертюра финальным аккордом?” в ZN.UA.