Префекты в Украине, введение которых предусматривают изменения в Конституцию Украины относительно децентрализации, будут осуществлять контроль за актами территориальных органов исполнительной власти, а после остановки сомнительных обращаться в соответствующее министерство с просьбой отменить такой акт.
В отличие от французского префекта, его украинский гомолог не будет руководить полицией или другими территориальными органами министерств и ведомств, говорится в статье Юрия Ганущака для ZN.UA.
Также при назначении на должность руководителя территориального органа префект в течение двух недель сможет проявить активную позицию, если он не согласен с таким назначением.
"В отличие от французского префекта, его украинский гомолог не будет руководить полицией или другими территориальными органами министерств и ведомств. Проектом Конституции предусмотрено только их координирование, что немного снижает требования к уровню его подготовки и опыта. Но это не означает, что украинский префект - слабый. Как и в случае с органами местного самоуправления, он осуществляет контроль над актами территориальных органов исполнительной власти, но после остановки сомнительных обращается не в суд, а к соответствующему министерству с просьбой отменить такой акт. Конечно, центральный орган исполнительной власти может и отказать префекту в этом, тогда министр и префект встретятся на заседании Кабинета министров, который поставит точку в их споре", - говорится в статье.
"Да и в кадровых вопросах префект не беспомощный, - при назначении на должность руководителя территориального органа префект в течение двух недель должен проявить активную позицию, если он не согласен с таким назначением. Иначе назначение состоится по "молчаливому согласию", - объясняет Ганущак.
Автор отмечает, что институт представителя государства на территории существует в большинстве европейских стран. Обычно это орган общей юрисдикции, основная компетенция которого - государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
"До недавнего времени в Украине эта миссия возлагалась на прокуратуру, но с середины т.г. последняя была избавлена от функций общего надзора. И органы местного самоуправления в целом остались вне профессионального государственного контроля. Таким образом, в системе баланса власти образовался определенный вакуум, который, в конце концов, надо заполнить", - говорится в статье.
Для проверки на соответствие Конституции и законам Украины необходимо, чтобы все акты органов местного самоуправления (за исключением, конечно, актов внутренней организации управления) направлялись к префекту сразу после их принятия. Не представленный на проверку акт считается недействительным, объясняет Ганущак.
""Сканирование" актов на предмет законности продолжается не более месяца со дня вступления их в силу. Только в течение этого времени префект может заявить, что акт противоречит закону, остановить его и подать в суд. Причем такая остановка длится лишь до первого заседания суда, на котором уже в пределах судебного процесса принимается решение об обеспечении иска путем остановки акта или нет. Поэтому подозрения в попытке парализовать деятельность местного самоуправления крайне преувеличены. Более того, умудренные опытом руководители органов местного самоуправления будут разводить во времени моменты принятия, обнародования и вступления в силу такого акта, чтобы можно было оценить его перспективы с работниками префектуры. Ведь после вступления в силу акта префект вынужден будет применять официальные процедуры", - говорится в статье.
"Так кому же тогда подчиняется префект - премьеру или президенту? Как это ни удивительно, обоим, но не одновременно. Проект Конституции предусматривает, в каких случаях акты префекта отменяются президентом, а в каких - правительством. Так вот, в вопросах контроля над деятельностью органов местного самоуправления префект представляет главу государства. Как и в случаях чрезвычайного или военного положения. А сотрудничая с территориальными органами исполнительной власти, префект подчиняется правительству", - говорит Ганущак.
Напомним, реформа госслужбы в Украине будет финансироваться за счет нескольких источников, среди которых - 1,8 миллиарда евро, которые ЕС выделил на реформы в стране.
Подробнее о префектах в Украине читайте в статье "Каким быть украинскому префекту" Юрия Ганущака в свежем номере "Зеркала недели".