Украина готовится обратиться в Евросоюз с запросом для решения проблемы введенных Польшей ограничений на транспортировку товаров в ЕС украинскими автоперевозчиками. Как отмечает в своей статье для ZN.UA Владимир Кравченко, запрос уже сформирован и отправлен в МИД для передачи в ЕС. При этом в ведомстве еще не определились, отсылать его до визита Зеленского в Варшаву или после.
Согласно статье 136 Соглашения об ассоциации с ЕС стороны не могут ухудшать условия доступа на рынок друг для друга по сравнению с теми, которые были в начале действия Соглашения. Однако Польша это сделала, ведь к моменту подписания документа квота на автоперевозки составляла 200 тысяч. При этом Варшава все обвинения и аргументы Киева отвергает, ссылаясь на украинско-польское соглашение от 1992 года, согласно которому вопрос с разрешениями регулируется на двустороннем уровне.
Вопрос о статье 136 украинская сторона постоянно поднимала устно и с представителями Евросоюза, однако в конце концов Киев решил обратиться в Брюссель с запросом о начале официальных консультаций по введенным Польшей ограничениям на транспортировку товаров в ЕС украинскими автоперевозчиками. Все внутренние процедуры завершены: запрос сформирован и уже отправлен в МИД для передачи в ЕС.
«По информации ZN.UA, сейчас в Киеве решают вопрос, когда это лучше сделать: до визита Владимира Зеленского в Польшу 20-21 января или после. В пользу первого варианта говорит то, что у польского президента Анджея Дуды не будет возможности убедить своего украинского коллегу не делать в Брюссель запрос на консультации по статье 136 Соглашения, а передавать документ после визита — смахивает на дипломатический моветон. Аргумент в пользу второго варианта — атмосфера визита украинского президента не будет омрачена раздражающим польскую сторону действием», - отмечает автор.
При этом основная цель Украины не столько решить вопрос с Польшей, как инициировать переговоры с ЕС о либерализации грузовых автоперевозок в целом.
«Если же консультации по разрешениям на автоперевозки завершатся неудачей, то наша страна может обратиться в международный арбитраж. Впрочем, его вердикт очень тяжело спрогнозировать», – резюмирует Владимир Кравченко.
О трудностях в украинско-польских отношениях из-за квоты для автоперевозчиков, которую две страны согласовывают на условиях паритета, и почему Варшава не идет на уступки Киеву по увеличению количества разрешений читайте в статье Владимира Кравченко «Как из Польши выбить квоты для украинских автоперевозчиков?».