Пан или пропал. Игра в чрезвычайное положение с предсказуемым результатом

13 ноября, 2009, 18:34 Распечатать Выпуск №44, 13 ноября-20 ноября

Виктор Ющенко снова созывает Совет национальной безопасности и обороны. На этот раз в связи с угрозой «необратимого разрушения армии»...

Виктор Ющенко снова созывает Совет национальной безопасности и обороны. На этот раз в связи с угрозой «необратимого разрушения армии». Для того чтобы сообщить об этом, президент вызвал исполняющего обязанности министра обороны прямо в Борисполь. Мог, конечно, и на Банковую пригласить, мог и сам на Воздухофлотский проспект, в здание министерства, приехать. Но, видимо, ситуация с финансированием вооруженных сил такая тяжелая, что каждая минута на счету. Да и времени, очевидно, было в обрез: Виктор Андреевич как раз собирался лететь в Херсон, чтобы пояснить местным чиновникам, как нужно бороться с гриппом, так что пришлось с руководителем военного ведомства встречаться в аэропорту. И уже там, глядя в телекамеру, президент сообщил о том, что дает правительству два дня для наведения порядка и отчета перед СНБО.

Ultima ratio

Конечно, такое пристальное внимание главы государства к нуждам армии можно было только приветствовать. Правда, раньше — скажем, в первые три года своего президентства — Ющенко министра обороны аудиенциями не баловал и ультиматумов Кабмину в связи с состоянием вооруженных сил не выставлял. Так что не нужно удивляться, что в официальную версию поверили не все. И поползли слухи, что настоящая причина созыва Совета нацбезопасности совсем другая. В прошлый раз ведь его собирали всего две недели назад. И именно тогда заговорили о возможности введения в стране чрезвычайного положения. Из-за свиного гриппа. Противники президента сразу же поспешили объявить: грипп — только повод. Прикрытие. Для государственного переворота. Дескать, другого способа остаться при власти у Ющенко нет. А остаться очень хочется.

Правда, призывы отечественных генералов, к тому же отставных, срочно ввести ЧП выглядят несколько натянуто. Это кардинал Ришелье и Фридрих Великий могли считать, что последний довод королей — обыкновенные пушки. Чего-чего, а пушек у них было с лихвой. Правители, у которых артиллерия — не ахти, уповают скорее на чудо. И чудеса случаются. Иногда. Историк Павсаний, например, рассказывает, как однажды варвары напали на священные для греков Дельфы, у которых даже оборонительных стен не было. Но ночью захватчиков обуял необъяснимый страх. Им чудился топот скачущих коней и приближение врагов, они схватились за оружие и начали убивать друг друга с таким ожесточением, что в этой стычке варваров погибло больше, чем в бою с греками. Ошеломленные защитники Дельф решили, что наваждение на противника ниспослал сам бог Пан. С тех пор необъяснимый страх и стали называть паническим. Или просто паникой.

Хочется надеяться, что кандидаты в украинские президенты не настолько кровожадны, чтобы мечтать о взаимном истреблении конкурентов. Но если паника играет им на руку — никто от такого подарка не отказывается. Тем более что, положа руку на сердце, следует признать — к эпидемии гриппа никто из отечественных политиков готов не был. Чтобы сейчас ни говорили Ющенко, Тимошенко или Янукович. А говорят они много. В открытую обвиняя оппонентов в раздувании, если не в организации ажиотажа. Не забывая при этом добавлять от себя пару фраз о беспрецедентной эпидемии или даже повторении Чернобыля.

Экспресс-тест

Из всех эпитетов, которыми за последнюю неделю Виктор Андреевич обложил Юлию Владимировну, в приличном обществе принято употреблять разве что слова «паникер» и «безответственный политик». Тимошенко в долгу не осталась, объявив, что каждый умерший теперь будет на совести Ющенко. Ни больше ни меньше. Лидер оппозиции настроен не столь минорно (с оппозиции-то какой спрос?). Возможно, потому действия премьера и президента навеяли ему веселые сравнения с «суетой голых в бане».

Нет, конечно, поначалу все действительно выглядели растерянными. Но после того как гарант объявил, что «нужно менять всю систему организации власти» и «главным центром принятия решений должен стать СНБО», а через два дня замглавы его администрации написал статью, в которой признался, что «чрезвычайное положение позволит взять под контроль внутренних войск и подразделений МЧС распределение лекарств и выполнение решений СНБО без политических дискуссий» и «именно всеохватный кризис с привлечением каждого гражданина, с эмоцией и паникой, может повлиять на результат выборов» — в то, что за всем ЭТИМ стоит чей-то расчет, поверили даже записные скептики. В пятницу Раиса Богатырева прямо сказала, что основания для введения ЧП налицо. Прошло еще два дня, и уже Виктор Ющенко заявил, что никаких причин объявлять чрезвычайное положение... нет.

Возможно, это действительно был пробный камень. Пользуясь медицинской терминологией, — экспресс-тест. Но отбой прозвучал все равно неожиданно и потому очень громко. Кое у кого в президентском окружении начались даже проблемы со слухом. Первый зам Богатыревой Степан Гавриш в понедельник вполне серьезно убеждал прессу, что «о необходимости введения ЧП никто конкретно не заявлял». Возможно, Богдан Степанович действительно верит, будто журналисты по какому-то удивительному наваждению всю минувшую неделю только и делали, что интересовались у депутатов, поддержат ли они «чрезвычайку», если президент все-таки подпишет такой указ. Так сказать, Пан попутал.

Уже никто никуда не идёт

Нельзя, впрочем, исключать, что СМИ со своими ежедневными «расспросами на заданую тему» тоже повлияли на решение президента. Уж слишком очевидным оказался ответ депутатов на гипотетический указ о ЧП. Бютовцы — категорически против, коммунисты — тоже, регионалы хоть и жеманились, но в итоге также надежд не оставляли. Да что там регионалы! Виктор Ющенко мог остаться даже без голосов большинства фракции «НУ—НС», которой де-факто до сих пор руководит Николай Мартыненко, а не милый сердцу гаранта Вячеслав Кириленко.

Позволить себе проиграть с таким разгромным счетом президент никак не мог. А избежать голосования в Раде Конституция при введении ЧП не позволяет. Нет, не то чтобы Виктор Андреевич слишком уж жаловал Основной Закон. Или прислушивался к мнению парламентариев. Но для настоящего государственного переворота — по принципу «пан или пропал» — у него сейчас нет ни времени, ни ресурсов. Он по большому счету даже не может помешать депутатам собраться на заседание. А это, как показывает практика других стран, едва ли не обязательное условие успеха классического путча. Если, конечно, парламент настроен к путчистам враждебно.

К тому же у Ющенко есть проблема с организацией альтернативного центра власти. Можно, конечно, объявить, что «центром принятия решений становится СНБО». Вот только с самим Советом нацбезопасности не все так просто. И дело даже не в том, что у него нет полномочий органа исполнительной власти. Теоретически эту проблему можно обойти с помощью президентских указов, которым должна подчиняться исполнительная вертикаль — вплоть до района. Но оппоненты могут нанести удар с тыла — объявив неполномочным... сам СНБО.

О пользе чтения законов

Для «рейда по тылам» и выдумывать в общем-то ничего особенного не нужно. Достаточно внимательно перечитать Конституцию и профильный закон, статья 6 которого сформулирована следующим образом:

«Персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины формирует Президент Украины.

В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Глава Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины.

Членами Совета национальной безопасности и обороны Украины могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти».

Большинство опрошенных «ЗН» юристов уверены: статья жестко ограничивает полномочия главы государства, разрешая назначать в состав СНБО — кроме тех, кто входит в него по должности, — только руководителей центральных органов исполнительной власти. Именно поэтому вызывал столько нареканий президентский указ 2007 года, по которому членами Совета стали практически все губернаторы — ведь местные администрации центральными органами власти назвать никак нельзя. Как известно, тогда Ющенко пошел на попятную. Но если внимательно посмотреть на нынешний список членов СНБО, то претензий к нему будет никак не меньше. Девять из 16 членов Совета не входят в него по должности и при этом не подпадают под определение руководителей органов исполнительной власти!

Академия наук вообще органом власти не является. Верховная Рада, как известно, относится к власти законодательной. Да, Конституция и профильный закон предусматривают для спикера возможность присутствовать на заседаниях СНБО, но присутствовать и голосовать — это, согласитесь, не одно и то же. Оппоненты президента на вполне законных основаниях могут также поинтересоваться, что делают в составе Совета руководитель Нацбанка, генеральный прокурор, начальник Генштаба, руководитель Службы внешней разведки, главный санитарный врач... А каким органом исполнительной власти руководит Вера Ульянченко? Секретариатом президента? А в каком законе прописан такой статус президентской канцелярии, и означает ли это, что Вера Ульянченко подчиняется правительству? Вопрос не праздный — Конституция недвусмысленно указывает, что правительству подчинены ВСЕ органы исполнительной власти.

И, наконец, почему членом СНБО числится Раиса Богатырева? По должности? Можно несколько раз перечитать уже упомянутую 6-ю статью профильного закона — по горизонтали и по вертикали, но вы так и не встретите там слова «секретарь». А это значит, что по должности она в состав Совета входить не должна. И никаким органом исполнительной власти, заметьте, не руководит (даже руководителем СНБО считается президент). Статус нужен ей для выполнения служебных обязанностей? Внимательно почитайте статью, в которой определены полномочия секретаря Совбеза. Я, например, как ни старался, не нашел там такого пункта. Если вы найдете — с меня причитается...

Молчание — знак согласия?

При желании, кстати, можно доказать, что и президент на заседании СНБО может только присутствовать — главу государства в список «входящих в его состав по должности» тоже записать забыли (для сравнения — список членов Кабинета министров в Основном Законе начинается с премьера, в этом его авторы были куда предусмотрительней). Но это, так сказать, для конституционных гурманов. На случай, если Тимошенко будет совсем туго.

Вы спросите, а при чем здесь Юлия Владимировна? А зачем, по вашему мнению, Ющенко постоянно норовит расширить состав СНБО? Каждый новый член Совбеза — это дополнительный голос. Решения СНБО принимаются ведь не простым большинством голосов, а двумя третями от его списочного состава. Если ограничиться теми, кто входит в состав по должности, у премьера будет блокирующий пакет. Если расширять состав строго по закону, то нужно будет назначать либо прямых подчиненных Тимошенко, либо министров, которых назначает парламент, и парламент же снимет. Как только почувствует опасность.

Другое дело, что особой опасности никто не ощущает. Даже когда Ющенко собрался с силами и решил объявить, что «нужно менять систему», к этому отнеслись не слишком серьезно. В теленовостях о судьбоносном заявлении вообще упомянули между прочим — если вообще заметили. Только вряд ли стоит видеть в этом проявление мифической «силы украинского общества». И уж тем более слышать победную поступь гражданской журналистики. Скорее, наоборот. Ющенко игнорируют именно потому, что он по-настоящему никому не страшен. А те, чьи ухватки могут быть действительно опасны, ни с обществом, ни с медиа могут, по большому счету, не считаться. С какой стати? Им даже не нужно специально запугивать сограждан — те и так сбиты с толку. А отечественные СМИ практически все либо напрямую «мобилизованы и призваны» фаворитами президентской гонки, либо — в качестве превентивной меры — стараются держаться подальше от политики и политических конфликтов. А потому оказываются удивительно ненаблюдательными и подчеркнуто отстраненными, когда речь заходит о серьезных обвинениях в адрес кандидатов, имеющих — в отличие от уходящего президента — реальные шансы возглавить Украину. И править нашей страной — как минимум — пять лет. Сполна воспользовавшись ющенковским опытом «игры в ЧП».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно