Группа известных украинских общественных деятелей, политиков и дипломатов обратились к президенту Петру Порошенко и Верховной Раде Украины с требованием объявить мораторий на внесение любых изменений в Конституцию Украины.
Под обращением, принятым 13 августа 2015 года, в частности, поставили свои подписи Дмитрий Павлычко, поэт, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, Герой Украины, Юрий Щербак, писатель, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, Владимир Василенко, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный посол Украины, член Конституционной комиссии, Игорь Юхновский, академик, Герой Украины, Вячеслав Брюховецкий, почетный президент Национального университета "Киево-Могилянская академия", Герой Украины, Виктор Шишкин, судья Конституционного Суда Украины, Владимир Огрызко, Министр иностранных дел Украины (2007-2009 гг.), Степан Хмара, бывший политзаключенный, Герой Украины, Левко Лукьяненко, бывший политзаключенный, Герой Украины (полный перечень смотрите в документе ниже).
По мнению авторов обращения, инициированный президентом процесс внесения изменений в Конституцию Украины в части децентрализации властных полномочий, в частности, пункт 18 Переходных положений (в котором предусмотрено, что особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом), "станет продолжением выполнения плана Путина, направленного на разрушение конституционного строя и независимой государственности Украины, блокирование курса нашего государства на европейскую и евроатлантическую интеграцию, ее подчинения геополитическому диктату России".
Как сказано в обращении, включение в Конституцию Украины и дальнейшая реализация требований Минских договоренностей относительно особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донетчины и Луганщины "будет иметь следствием легализацию созданных Российской Федерацией террористических образований "ДНР" и "ЛНР" и будет прокладывать путь для проведения на оккупированных территориях Украины местных выборов, предоставления русскому языку официального статуса, амнистирования террористов, формирование так называемой "народной милиции", финансирование всех расходов оккупированных территорий из украинского бюджета и тому подобное".
Основанием для введения моратория на внесение любых изменений в Конституцию, уверяют авторы обращения, является требование, содержащееся в части 2 статьи 157 Конституции Украины, в которой указано, что Конституция не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения.
Мораторий, убеждены авторы обращения, должен действовать до того времени, пока с территории Украины не будут выведены иностранные войска, расформированы нелегальные иррегулярные вооруженные формирования так называемых "ДНР" и "ЛНР", восстановлен суверенитет Украины на всех временно оккупированных территориях государства, установлен контроль Украины на всей линии украинско-российской государственной границы.
"В случае окончательного принятия конституционным большинством изменений в Конституцию Украины, которые будут предусматривать законодательное установление особенностей самоуправления на оккупированных территориях, и подписание закона о таких изменениях Президентом Украины, непременно встанет вопрос ответственности президента Украины и Верховной Рады Украины.
В этом случае мы призовем общество к созданию широкой патриотической оппозиции и активным гражданским действиям, исходя из того, что согласно статье 5 Конституции Украины, именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине. Право народа определять и изменять конституционный строй в Украине не может быть узурпировано государством, ее органами или должностными лицами", - сказано в документе.
Ранее в своей статье Запятая, точка, точка. О скрытых особенностях конституционного процессав "Зеркале недели" Сергей Рахманин объяснил спешку власти с реформой децентрализации тем, что на самом деле Запад просто потребовал от Киева выполнить взятые на себя обязательства в рамках Минских соглашений. Ведь единственный пункт подписанного 12 февраля Второго минского соглашения, где присутствуют жесткие временные привязки, - 11-й: "Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусеотдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года".
Как утверждает автор, один из отечественных дипломатов, анализируя поведение членов российской делегации, предположил, что это был единственный пункт соглашений, который Москву на переговорах действительно интересовал.
Кроме того, Киев не свободен в формулировании ключевых положений закона, регулирующего самоуправление на неконтролируемых территориях. Зато Минские соглашения содержат четкое предписание, что там должно быть. Данные требования сформулированы в примечании к пункту 11. Которое вынуждает украинскую власть к следующему:
"- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены".