В последний день марта Путин утвердил новую редакцию Концепции внешней политики Российской Федерации (предыдущая датирована 2016 годом). Ознакомление с этим документом говорит о кардинальном изменении приоритетов и видения мира, предлагаемых Москвой. По степени цинизма, словоблудия, мифологии и внутренней противоречивости — это обычный документ made in Russia и при других условиях в День смеха над ним можно было бы язвить. Однако учитывая, что в этой Концепции изложена официальная позиция жестокого, подлого и агрессивного врага, к ней лучше отнестись всерьез.
Итак, уже один из первых пунктов документа гласит, что «более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии; выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира». При этом Москва «выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию», которая заключается в поддержании глобального баланса сил и в том, чтобы выстраивать многополярную международную систему.
Оказывается, «внешняя политика России носит миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер, основанный на уважении общепризнанных принципов и норм международного права и стремлении к равноправному международному сотрудничеству в целях решения общих задач и продвижения общих интересов». При этом подчеркивается, что отношения с другими государствами и межгосударственными объединениями Россия будет выстраивать исходя из того, как эти структуры относятся к ней, — конструктивно, нейтрально или недружественно.
В комментарии для российских СМИ главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов отметил, что «принципиальная новизна концепции в том, что Россия определена как государство-цивилизация». При этом, по его словам, «что такое государство-цивилизация, сформулировать невозможно. Но есть один очевидный показатель — цивилизация никуда не вписывается, она сама по себе. В предшествующие десятилетия Россия с разным рвением и разным успехом исходила из того, что она должна встраиваться в разные сообщества — европейское, глобальное. Сейчас это кончилось, потому цивилизация никуда не встраивается — она самодостаточна». Приведенное в Концепции описание мира подтверждает, что вписываться, и правда, некуда.
Нет смысла разбирать эти заявления на атомы. Мы отлично осведомлены о том, как обеспечивалось «гармоничное существование» народов России и как выглядит «миролюбивый характер» ее внешней политики, но «тысячелетний опыт государственности» и «государство-цивилизация» дорогого стоят.
В предыдущей Концепции семилетней давности говорилось, что в мире происходят глубокие перемены, которые ведут к созданию полицентричной международной системы. В новом документе эти изменения названы революционными (Запад уже тогда находился в глубоком упадке). В новой концепции не упоминаются Приднестровье, Нагорно-Карабахский конфликт и ОБСЕ как одна из ключевых организаций: центральной Россия считает ООН — только там должны формулировать международные нормы, причем желательно именно в СБ ООН, где она имеет право вето.
В документе дважды упоминаются «Республика Абхазия» и «Республика Южная Осетия», сотрудничество с которыми будет крепнуть, по целому абзацу посвящено Китаю и Индии, отдельно говорится о дружественных Иране и Сирии, развитии отношений с Турцией, Саудовской Аравией, Египтом, Бразилией, Венесуэлой, Никарагуа и Кубой. В то же время подданы жесточайшей критике государства Европы, ЕС и Совет Европы. Им предложено одуматься, прийти с повинной и тогда их примут в некое Большое Евразийское партнерство.
США отведено последнее место, в конце документа, перед Антарктикой. Они — главное зло, с которым по необходимости надо мириться, хотя и недолго, поскольку мир, построенный ими, перестает быть. Другие «англосаксонские государства» никого не интересуют. Перестанут проводить недружественный курс — Россия, возможно, их простит. Есть в документе и Африка, и Азиатско-Тихоокеанский регион, и Арктика, и ближнее зарубежье. А Украины там нет. Есть «украинское направление» и вот в каком контексте.
«Рассматривая укрепление России в качестве одного из ведущих центров развития современного мира, считая ее самостоятельную внешнюю политику угрозой западной гегемонии, Соединенные Штаты Америки (США) и их сателлиты использовали принятые Российской Федерацией меры по защите своих жизненно важных интересов на украинском направлении как предлог для обострения многолетней антироссийской политики и развязали гибридную войну нового типа. Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ee созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер…». Это именно тот нарратив, который Россия продвигает по всему миру — войну развязали США и их сателлиты, они не так приняли законные «меры» на «украинском направлении». Поэтому Россия вынуждена защищаться.
Россия продолжает настойчиво повторять и убеждает в этом другие страны, в первую очередь Китай, что в Украине прокси-война, которую ведут США с целью помешать становлению «более справедливого» мирового порядка. Нынешним событиям предшествовала гражданская война «киевского режима» против восточных областей и поэтому действия России оправданы. К сожалению, во многих государствах Африки и Азии подобный бред находит отклик. Россия пытается внушить всему остальному миру, что ему просто необходимо восстать против пагубной практики навязывания отдельными государствами — «колониалистами» и «гегемонами» некоего «порядка, основанного на правилах». Правила должны устанавливаться справедливо, то есть — под контролем России. Если суммировать коротко, суть документа можно сформулировать так: Россия не хочет жить по правилам, которые устанавливает не она, и именно Россия будет решать, как и какими средствами она будет устанавливать свои правила. Любопытно, что по этому поводу скажут в Пекине и Дели?
Больше статей Сергея Корсунского читайте по ссылке.