МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ — НА ЭТОТ РАЗ ВСЕ СОВПАДАЕТ

16 мая, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 16 мая-23 мая

Давно уже украинские дипломаты не пребывали в таком благодушном настроении после переговоров с а...

Давно уже украинские дипломаты не пребывали в таком благодушном настроении после переговоров с американцами, как это было после нынешних украинско-польско-американских консультаций и украинско-американских консультаций по вопросам внешней политики на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. В неофициальных комментариях украинцы, отмечая благоприятную атмосферу на переговорах, говорили о восстановлении доверия, изрядно подорванного во время «кольчужного» скандала. В официальных выступлениях украинских дипломатов тон был более сдержан, но не менее оптимистичен.

«Сегодня мы доказали друг другу, что альтернативы стратегическому партнерству не существует», — сказал на пресс-конференции госсекретарь МИДа Владимир Ельченко. И хотя эту формулу отношений Киева и Вашингтона американская дипломатия старательно избегала употреблять в своей риторике, тем не менее глава американской делегации Стивен Пайфер говорил: «нам удалось достичь прогресса». Похоже, несмотря на то, что тема «Кольчуг» не закрыта ни в Украине, ни в Соединенных Штатах, Киев в полной мере намерен использовать ситуацию, сложившуюся в мире до и после войны в Ираке…

Любопытная деталь, иллюстрирующая степень изменений в отношениях Киева и Вашингтона: минувшей осенью после таких же трехсторонних консультаций в Варшаве должны были состояться украинско-американские консультации по вопросам внешней политики. В тот раз они так и не состоялись — Киев выступил против. В Украине объясняли это американским партнерам так: как можно было проводить консультации, если у одной из сторон отсутствует доверие к другой?

В мае 2003 года, после отправки в Кувейт РХБ-батальона и войны в Ираке, ситуация изменилась. Как утверждают сами дипломаты, «в определенной степени мы уже пережили отсутствие доверия». И вот уже после трехсторонней встречи проходят украинско-американские консультации по вопросам внешней политики. Более того, по инициативе АП американскую делегацию (заметим, не очень высокого уровня) принял украинский Президент. Обозреватели отмечают, что таким образом официальный Киев хотел продемонстрировать представителям Вашингтона, что подобное отступление от принятых дипломатических норм — следствие формирующейся сегодня новой атмосферы доверия. А также еще одна демонстрация приверженности Киева западному курсу.

Заметим, что американцы при этом ни на йоту не отступили от своих основополагающих принципов внешней политики и, как обычно, напоминали своим украинским партнерам о необходимости демократизации общества и соблюдении прав человека и свободы слова. Кстати, министр обороны США Дональд Рамсфелд, человек, обычно не углубляющийся в тонкости внутренней политики других государств, во время недавней встречи с украинским коллегой в Вашингтоне сделал акцент на этих вопросах.

А Стивен Пайфер на пресс-конференции в Киеве подчеркнул: демократизация общества «важна для перспектив развития украинско-американского диалога». В то же время, хотя в Штатах вовсе не забыли о «кольчужном» скандале, глава американской делегации Стивен Пайфер заявил журналистам, что за два дня своего пребывания в Украине слово «Кольчуга» он услышал только на пресс-конференции…

Основной же темой нынешних двух- и трехсторонних консультаций были вопросы, в той или иной степени связанные с иракской проблематикой: система экспортного контроля; энергетическая сфера; интеграция Украины в ЕС и НАТО; участие Украины в стабилизации Ирака.

Что касается системы экспортного контроля Украины, то, насколько известно, на переговорах американские дипломаты вновь акцентировали внимание на том, что в ней заложен «скрытый конфликт интересов»: СБУ участвует в принятии решений по экспорту вооружений и одновременно исполняет контролирующие функции. Украине предлагалось принять группу специалистов по экспортному контролю из различных стран, которая поможет эффективному реформированию украинской системы контроля за продажей вооружений.

На что украинцы отвечали, что в условиях Украины существующая система действует довольно эффективно. И приводили примеры, когда украинская спецслужба предотвращала потенциально опасные операции. Как полагают в Киеве, проблема существует не столько в системе экспортного контроля, сколько в гражданском контроле за деятельностью спецслужбы и в отсутствии в украинском обществе доверия к СБУ.

Примечательна была роль поляков при обсуждении этой темы: как рассказывали участники консультаций, играя роль буфера между американцами и украинцами в этом, да и в других вопросах, поляки часто принимали сторону последних, помогая им защищать свою позицию. Быть может, потому, что и Варшава сама имеет не слишком эффективную систему экспортного контроля…

Кстати, как на украинско-польско-американских консультациях, так и украинско-американских, специфическая тема экспортного контроля рассматривалась и под другим углом. По словам экспертов, наше сотрудничество с американцами не предусматривает сегодня уступок и поощрений. Вашингтон часто требует от Киева шагов, которые воспринимаются в Украине как попытки ограничить деятельность украинского оборонно-промышленного комплекса на мировом рынке.

Между тем, полагают в Киеве, стоит подумать о сотрудничестве и взаимных обязательствах. Например, американцам гарантировано получение информации, украинцам в обмен — содействие в продвижении на рынки. Правда, реализация этой идеи возможна только после вступления в силу соглашения о взаимной защите секретной информации. Насколько известно, оно фактически уже готово. Нерешенными остались всего лишь несколько юридических моментов. Но вопрос, когда соглашение будет подписано и ратифицировано, все так же остается открытым.

Второй блок проблем, который представляет интерес для Киева, Вашингтона и Варшавы, — энергетический. Здесь поляки и американцы не обошли вниманием создание украинцами и россиянами газотранспортного консорциума. Известно, что во время обсуждения этой темы было отмечено, что национальным интересам Украины соответствует расширение состава участников консорциума. В том числе и за счет американских бизнес-структур.

Последнее, как утверждают американцы, позволит избежать использования теневыми структурами газотранспортного потенциала Украины. Вот достаточно красноречивый факт, иллюстрирующий серьезную озабоченность американцами такой возможностью: перед началом переговоров члены американской делегации раздали украинцам копию материала журналиста телекомпании ТВС Юлии Латыниной «Туркменский газ в обмен на гражданство». В нем, среди прочего, речь идет и о некой фиктивной компании «Юрал Трансгаз» (якобы связанной с российской оргпреступностью), которая будет поставлять в Украину большую часть туркменского газа…

Как рассказывали участники переговоров, центральное место во время консультаций занимала тема нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск. Отрадно изменившееся отношение к этому проекту поляков, заявивших на консультациях о своей готовности реализовать его на своей территории. Ранее предоставляя проекту политическую поддержку, поляки одновременно, всячески оттягивали работы по его реализации, ссылаясь на отсутствие достаточно веских коммерческих аргументов в его пользу.

Очевидно, что причину подобных трансформаций в политике Варшавы следует искать в том, что незадолго до киевской встречи компания PriceWaterhouse Coopers подготовила бизнес-концепцию проекта Одесса—Броды. Видимо, экономическое обоснование проекта весьма удовлетворило польскую сторону.

Американцы же на консультациях в очередной раз предостерегли Киев от реверсного использования нефтепровода Одесса—Броды. Как заметил один из участников переговоров, они сказали буквально следующее: в Соединенных Штатах и Европе рассматривают проект как Одесса—Броды, а не как — Броды—Одесса. И как бы между прочим американские дипломаты заметили, что сейчас развиваются и другие проекты, позволяющие прокачивать нефть в Западную Европу. Иными словами, message был прост как банный лист: хотите, чтобы Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск не был «сухой» трубой, используйте по назначению Одесса—Броды.

В последнее время становится актуальной и тема возможного использования нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск для транспортировки иракской нефти в Польшу. Насколько известно, вопрос этот на нынешних трехсторонних консультациях не поднимался. Но есть все основания утверждать, что проект не будет обойден вниманием. И, несмотря на сегодняшнюю довольно вялую реакцию американцев, он войдет в повестку дня на последующих консультациях. Ведь, они только присматриваются к этому проекту.

Между тем интерес к транспортировке иракской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды—Плоцк—Гданьск проявили сами поляки. А это уже немало, учитывая, что между поляками и американцами сейчас идут активные переговоры по поставкам иракской нефти для нужд польской нефтеперерабатывающей промышленности.

Наконец, в контексте иракской проблематики звучала и тема интеграции Украины в Североатлантический альянс и Европейский Союз. О том, какие подвижки произошли в отношениях Украина—НАТО, «ЗН» подробно писало в прошлом номере. Заметим лишь, что на нынешних консультациях, как и неделю назад в Вашингтоне, украинская делегация вновь услышала от американских партнеров, что Украину в НАТО хотят видеть, но, разумеется, на условиях альянса…

Тема участия Украины и Польши в стабилизационных силах и их перспективы в восстановлении экономики Ирака не была выделена для обсуждения в отдельной секции во время трехсторонних консультаций, тем не менее поднималась часто: многие вопросы рассматривались именно в этом контексте. Да и цель, которую, среди прочего, преследовала американская делегация в Киеве, как раз и состояла в том, чтобы в очередной раз получить ответ на принципиальный для Вашингтона вопрос: какой вклад может внести Украина в стабилизацию Ирака? Будут ли украинские воинские подразделения представлены в стабилизационных силах?

Насколько можно судить, американской делегации дали четкие ответы. И они не отличались от тех, что прозвучали неделю назад в Вашингтоне. «У Украины есть желание принять участие в этом процессе (стабилизации Ирака. — В.К.). И есть возможности», — заявил на пресс-конференции Владимир Ельченко. Достоверно известно, что Киев намерен отправить в Ирак два подразделения — инженерный и саперный батальоны, и, возможно, штаб бригады. Маловероятно, чтобы Киев отправил в Ирак больше двух подразделений.

Но встреча в Киеве — лишь промежуточный этап перед варшавской конференцией, на которой окончательно будет определен и формат участия украинского контингента, и условия его функционирования.

С другой стороны, существует правовая сторона вопроса нашего участия, связанная с процедурой юридического оформления отправки воинских подразделений в Ирак. «В Украине есть законодательство, в соответствии с которым мы должны пройти определенный путь, чтобы утвердить это решение», — говорит Владимир Ельченко. И в нынешних условиях это законодательство являет собой довольно громоздкий барьер на нашем пути в Ирак.

Дело в том, что закон о направлении воинских подразделений за границу слишком детализирует процедуру отправки и нахождения украинского контингента за кордоном. Доходит до абсурда: в соответствии с законом, в соглашении, которое подписывается правительствами двух стран, необходимо указывать даже маршруты продвижения подразделения. Но ведь заранее все предусмотреть нельзя. А значит, в законе изначально закладывается возможность его нарушения.

Насколько можно понять, нарушать законодательство исполнительная власть в этом вопросе не хочет. Возможно, парламенту будет предложено внести новые поправки в уже существующие законы. А формулировка основного решения будет предельно краткой, скажем, такой: «одобрить участие Украины в стабилизации Ирака». Но удастся ли этим планам пройти горнило Верховной Рады?

Очевидно, что подобные предложения вызовут у многих политиков неприятие. И не исключена спекуляция на этой теме. Равно как и на теме украинского РХБ-батальона в Кувейте (в присутствии которого по-прежнему так заинтересован Вашингтон). Что ж, из региона уйти можно. Но стоит напомнить, что свято место пусто не бывает. И на место украинцев тут же придут другие и получат те дивиденды, на которые сегодня так рассчитывает Украина.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно