Так, аннексия украинского Крыма четко квалифицирована как международный вооруженный конфликт, пишет представитель президента Украины в АР Крым Антон Кориневич в своем Facebook.
"Квалификация ситуации в Крыму: однозначно существует состояние оккупации, то есть международного вооруженного конфликта (п. 270). Позиция Офиса прокурора МУС о квалификации ситуации в Крыму является четкой и однозначной", - отмечает он.
Что касается войны в Донбассе, то здесь Офис прокурора МУС остается на позиции параллельной квалификации – гибридная агрессия квалифицированна и как международный вооруженный конфликт, и одновременно как немеждународный вооруженный конфликт.
"Офис прокурора МУС остается на позиции параллельной квалификации вооруженного конфликта в Донбассе (и международный вооруженный конфликт, и немеждународный вооруженный конфликт) (п. 266)", - отмечает Кориневич.
Четкой даты немеждународного вооруженного конфликта нет, однако в отчете указано, что он начался не позднее 30 апреля 2014 года, международный – не позднее 14 июля того же года. То есть, когда бригады Вооруженных сил РФ, перейдя границу, вторглись в Донбасс.
У прокурора продолжают анализировать, осуществляла/осуществляет ли Россия контроль над оккупационными войсками, чтобы выяснить, существует ли на востоке Украины один единственный международный вооруженный конфликт. Отметим, незаконные военные формирования ОРДЛО оперативно подчинены 8-й армии Южного военного округа ВС России с центром в Ростовской области.
"Скорее всего, в ходе предварительного расследования ситуации в Донбассе вооруженный конфликт там не будет окончательно квалифицирован и это будет делать уже другое подразделение Офиса прокурора на этапе уже полноценного расследования", - считает представитель президента.
Кроме того, в отчете отражен перечень возможных преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время оккупации Крыма и войны на востоке Украины.
Сейчас Офис прокурора МУС занимается вопросом приемлемости дел, что является работой над последней третьей фазой предварительного изучения/расследования. Таким образом, целью этой работы в 2020 году может стать разрешение прокурора на начало полноценного расследования ситуации в Крыму и Донбассе.
По мнению экспертов, Украина не сможет самостоятельно привлечь к ответственности Владимира Путина и высшее руководство РФ, а только в результате расследования Международного уголовного суда.
Ратифицировав Римский стаут, Украина продемонстрирует, что готова нести ответственность и защищать свой народ, обезопасит себя от реальных и будущих атак (как это было в случае с Грузией) и обеспечит дополнительную защиту пострадавшим от конфликта на востоке Украины и в Крыму.
Подробнее о необходимости ратификации Римского статута читайте в статье Надежды Волковой "Зачем Украине Римский статут и Международный уголовный суд" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".