«Личное дело» президента

26 февраля, 2010, 17:31 Распечатать

Несмотря на то, что «православную» часть инаугурации постарались не акцентировать, она стала едва ли не самым обсуждаемым эпизодом посвящения нового президента...

Несмотря на то, что «православную» часть инаугурации постарались не акцентировать, она стала едва ли не самым обсуждаемым эпизодом посвящения нового президента. Наряду с тем, как он НЕ пел гимн. Были также подмечены «плохие предзнаменования»: и двери не так хлопнули, и «отцы-основатели» развалились. Не раз повторен тезис о «главе иностранной церкви». А также о том, что «никто так не делал» (не предварял инаугурацию молебном) — ни Ельцин, ни Путин, ни Медведев etc.

О «предзнаменованиях» — смешно. То, что «никто не делал» ничего не значит — атеисты, что с них взять. А тезис об «иностранном патриархе» вообще не выдерживает критики, поскольку патриарх Кирилл является главой и для УПЦ.

То есть формально «все в рамочках».

Но в нашем — как всегда, сложном — случае все решают не формальности, а детали. Мы их подмечаем в первую очередь не потому, что мелочные (во всяком случае, не только), но потому, что по ним, как по кофейной гуще, мы привыкли гадать о том, «что теперь будет». И если бы одной фразой Анны Герман о «личном деле» Виктора Януковича можно было исчерпать «церковный вопрос», стало бы действительно легче. Всем. Для того, чтобы в это можно было поверить, не следовало ничего изобретать — ведь существует Протокол инаугурации президента Украины, утвержденный президентом Леонидом Кучмой, согласно которому молебен должен проводиться после инаугурации президента в Софийском соборе с участием представителей всех украинских церквей.

Но это положение то ли не было известно оргкомитету, то ли они решили его проигнорировать, сведя церковный вопрос к «личному делу». Легче им от этого, впрочем, не стало.

Когда узнали о намерениях патриарха Кирилла «приехать и возглавить», дабы «сберечь лицо» внутри страны решили провести заранее молебен и получить благословение у митрополита Киевского Владимира — это случилось там же, в Киево-Печерской Лавре в воскресенье. Но эффект оказался обратным: скромный воскресный молебен в свете пышных инаугурационных событий показался чуть ли не репетицией.

И так почти все церковное на этой инаугурации — либо выглядело странно, либо немедленно неправильно истолковывалось.

Организаторы постарались, чтобы о молебне не упоминалось ни в одной из программ мероприятий, попадавших в прессу. Как будто решили не привлекать внимания к какому-то «маленькому неудобству». Более того, в день инаугурации мелькнула новость о том, что молебен не будут транслировать на западный регион страны. «Во избежание провокаций». Удобное такое пояснение, которым люди нового президента фактически подтвердили, что осознанно предпринимают действия, раскалывающие страну.

Также с целью «сгладить углы» на прием к новоиспеченному президенту были приглашены главы украинских церквей — патриарх Филарет, кардинал Любомир Гузар и митрополит Мефодий. Это, по-видимому, должно было удовлетворить всех. Но только напомнило о том, что новому президенту придется весьма нелегким путем идти если не к пониманию, то хотя бы к пакту о ненападении с собственным народом.

Кроме того, довольно неоднозначно получилось с цитированием Священного Писания во время самой инаугурации. Евангельский призыв «примириться», обращенный к «проигравшим», вселил не надежду (как это обычно бывает от Благой Вести), а тревогу. Потому что это не были слова благородного победителя, протягивающего руку побежденному. Но слова победителя, который требует, чтобы ему покорились. Напомню, что проигравшие в этом контексте — не только политические соперники Виктора Януковича, но и большая часть украинского народа, за него не голосовавшая.

Гвоздем церковной программы стало, конечно, появление патриарха Московского, его благословение и «напутственная речь». Здесь тоже все было предсказуемо. Хоть оттого не менее болезненно. Призыв со стороны УПЦ «не политизировать визит патриарха» выглядел почти смешно: визит целиком и полностью политический, поскольку связан с событием политическим.

Это если не считать умения патриарха Московского «делать политику» даже на совершенно «пастырских» акциях. В данном случае патриарх не мог не воспользоваться возможностью не только подтвердить свою власть в УПЦ (кстати, заодно, раз уж заехал в Киев, решил собрать и возглавить внеочередной Синод якобы «самоуправляемой» УПЦ), но и еще раз на обе страны продемонстрировать «единство». Как РПЦ и УПЦ, так и вообще духовного пространства Украины и России. В своей краткой поздравительной речи патриарх не мог удержаться и не ввернуть любимое — про «братские народы», составные части «Святой Руси», «могучее дерево восточноевропейской христианской цивилизации». И напутствие, разумеется, — продолжать хранить единство этого «пространства».

У большинства наблюдателей вызвало вопросы цитирование патриархом «Молитвы за Украину»: «Боже великий, єдиний, Русь-Україну храни». Для части слушателей это прозвучало «оговоркой по Фрейду». Но на самом деле это таки «редакторская правка». И патриарх в этом не виноват — вряд ли он знает украинский настолько хорошо. Это здесь, в Украине, поспоспешествовали: точно так же пел хор на Владимирской горке летом, когда патриарх Кирилл служил молебен, посвященный Крещению Руси. Вот тогда, видно, в душу запало...

В отличие от президента и премьера России, которые отклонили приглашение В.Януковича, патриарх Кирилл приехал и получил полную свободу в роли «доброго опера». Он не только вел примирительные речи — он искренне, на весь экран исповедовал любовь к Украине, к Киеву, демонстрировал свою готовность говорить «на нашем» и цитировать наши духовные гимны. Пускай и в отредактированной версии. Для патриарха Украина — не «соседнее государство», а «каноническая родина» («крещенская купель»). Наднациональный характер РПЦ — очень важный пункт программы патриарха. И он не может пропустить возможности напомнить о том, что до сих пор держит вместе расползающиеся по политической карте «братские народы».

Есть, впрочем, еще одно обстоятельство. Украина — это его политический капитал. И если взаимоотношения российского патриарха с российским премьером действительно так сложны, как о том говорят, ему следует дорожить своим влиянием на президента Украины и статусом «своего на своей земле», который он лелеет здесь. В крайнем случае, всегда остается возможность увеличить расстояние между собой и Кремлем, перебравшись в «южную столицу».

На этом фоне рассуждения о «личном деле» Виктора Януковича бледнеют и теряются, как и призывы «не политизировать» со стороны УПЦ. Вопрос ведь не в том, кто будет есть «сало в разных видах» и расстегаи на праздничном банкете. Пускай даже в пост (ах, и здесь не получилось «по-православному»). Как и когда возносят молитвы те или иные представители власти — это действительно их личное дело. Ровно до тех пор, пока это не политизируется. И делаем это не мы, журналисты, как нас в том постоянно упрекают. Это делают сами политики с молчаливого (или не очень) согласия священноначалия. Если бы инаугурационный молебен в Лавре догадались оставить «за кадром», а еще лучше — удовлетворились бы воскресным молебном, отправленном предстоятелем УПЦ, нового президента трудно было бы в чем-то упрекнуть. Ну, разве что в незнании Гимна.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно