Конституционный суд Украины обнародовал свое решение относительно официального толкования положений статьи 155 Конституции Украины, касающиеся процедуры внесения изменений в Конституцию.
КСУ дает понять, что Верховная Рада может самостоятельно установить в Регламенте, на какой сессии может состоятся голосование за окончательное утверждение изменений в Основной закон. - на следующей по счету после той, на которой эти изменения были предварительно одобрены, или на любой из последующих сессий.
В январе 2016 года 51 народный депутат (преимущественно из фракции "Блока Петра Порошенко") обратился в КС с просьбой растолковать положения 155 статьи Конституции закона.
Данная статья устанавливает, что "законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (…) предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады, за него проголосовали не менее чем две трети от конституционного состава Верховной Рады".
Народные избранники попросили КС внести ясность: означают ли слова "следующая" и "очередная" непосредственно следующую по номеру сессию после той, на которой законопроект был предварительно одобрен, либо любые другие следующие сессии.
КСУ свои решением констатирует, что "Верховная Рада Украины может предусмотреть в Регламенте Верховной Рады возможность принятия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины как закона на более поздней очередной сессии Верховной Рады с соблюдением положений, закрепленных разделом 13 (Внесение изменений в Конституцию Украины) Основного закона Украины".
"Таким образом, в положении статьи 155 Конституции Украины относительно принятия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины предусмотрен взвешенный подход к рассмотрению и принятию этого законопроекта как закона", - говорится в решении КС Украины от 15 марта, обнародованном в пятницу, 18 марта.
"Целевое толкование положений статьи 155 Основного закона Украины дает Конституционному суду Украины основания для заключения, что конституционная процедура по рассмотрению парламентом вопроса относительно внесения изменений в Конституцию Украины последовательно в два этапа установлена с целью разведения во время предварительного одобрения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины и его окончательного принятия как закона, что делает невозможным принятие законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины как закон на одной очередной сессии Верховной Рады, а также дает народным депутатам Украины время для дополнительного анализа содержания этого законопроекта, выяснения возможных последствий внесения изменений в Основной закон Украины и так далее", - говорится в решении.
В резолютивной части решения Конституционного суда отмечается, что положение "на следующей очередной сессии Верховной Рады", употребленное в ст. 155 Конституции Украины во взаимосвязи с положениями ч.2 ст. 8, ч.1 ст. 82, ч.1, 2, 5 ст. 83, ч.2 ст. 84, ч.1 ст. 158 Основного закона Украины "необходимо понимать так, что следующей очередной сессией Верховной Рады Украины является очередная сессия парламента, которая должна состояться в соответствии с положениями раздела XIII "О внесении изменений в Конституцию Украины" Основного закона Украины и Регламента Верховной Рады, и на которой законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады, будет считаться принятым как закон, если за него проголосует не менее чем 2/3 конституционного состава Верховной Рады Украины".
После оглашения решения, представитель Верховной Рады в КСУ Анатолий Селиванов не стал отвечать на касающиеся решения уточняющие вопросы журналистов сославшись на то, что ему также необходимо более детально ознакомиться с документом.
Накануне ZN.UA со ссылкой на источник, близкий к Конституционному суду, писало о том, что решение КС выглядит казуистическим по форме и нелогичным по сути.
Удивление экспертов вызвало то обстоятельство, что при рассмотрении этого вопроса КС не исследовал свое же решение № 17-рп/2002 от 17 октября 2002 года, в мотивировочной части которого КС уже обозначал свою правовую позицию по данной теме.
По словам источника ZN.UA, суть решения Конституционного суда сводится к следующему:
- термины "следующая" и "очередная" не означают очередную по номеру сессию Верховной Рады, следующую за той, на которой законопроект о внесении изменений в Конституцию был предварительно одобрен;
- "следующей" и "очередной" можно считать любую сессию ВР, состоявшуюся позже.
По утверждению нашего источника, в решении не указаны временные ограничения, касающиеся сроков окончательного внесения конституционных изменений. Это фактически позволяет рассматривать конституционные законопроекты несколько лет и даже парламентами разных созывов. По мнению источника ZN.UA, подобное решение, по сути, легализует процедуру внесения конституционных изменений, не предусмотренную самой Конституцией.
По предположению источника, длительное рассмотрение данного вопроса было связано с тем, что долгое время не удавалось найти в КС необходимое количество судей, готовых проголосовать за подобное решение. Как уже писало ZN.UA, подобная трактовка конституционной нормы о следующей очередной сессии Верховной Рады, - в интересах Банковой. Поскольку она позволяет власти сколько угодно оттягивать окончательное голосование за конституционные изменения, касающиеся "особенностей местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", избегая при этом формальных обвинений в игнорировании минских соглашений.
Напомним, 30 января вступил в силу процедурный закон Рады по срокам внесения изменений в Конституцию. Изменения в регламент были проголосованы Верховной Радой утром 28 января, а уже спустя четыре часа Порошенко подписал данный закон.
Закон, в частности, позволяет отсрочить голосование за "особый статус" Донбасса. Изменения дополняют регламент следующей нормой: "Если законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (который по заключению Конституционного суда Украины соответствует требованиям статей 157, 158 Конституции Украины) был предварительно одобрен Верховной Радой и не был рассмотрен на следующей очередной сессии после предварительного одобрения, то такой законопроект рассматривается Верховной Радой на следующей за ней очередной сессии".
Таким образом Верховная Рада сможет продлить принятие в целом изменений в Конституцию о децентрализации (и "особом статусе" Донбасса) до конца следующей сессии, которая закончится в июле 2016 года.