Как уже сообщало ZN.UA, в январе 51 народный депутат (преимущественно из фракции Блока Петра Порошенко) обратился в КС с просьбой растолковать положения 155 статьи Основного закона, касающиеся процедуры внесения изменений в Конституцию.
Данная статья устанавливает, что "законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (…) предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады, за него проголосовали не менее чем две трети от конституционного состава Верховной Рады".
Народные избранники попросили КС внести ясность: означают ли слова "следующая" и "очередная" непосредственно следующую по номеру сессию после той, на которой законопроект был предварительно одобрен, либо любые другие следующие сессии.
Как сообщил ZN.UA источник, близкий к Конституционному суду, решение КС, которое будет обнародовано 18 марта, выглядит казуистическим по форме и нелогичным по сути. Удивление экспертов вызвало то обстоятельство, что при рассмотрении этого вопроса КС не исследовал свое же решение № 17-рп/2002 от 17 октября 2002 года, в мотивировочной части которого КС уже обозначал свою правовую позицию по данной теме.
По словам источника ZN.UA, суть решения Конституционного суда сводится к следующему:
- термины "следующая" и "очередная" не означают очередную по номеру сессию Верховной Рады, следующую за той, на которой законопроект о внесении изменений в Конституцию был предварительно одобрен;
- "следующей" и "очередной" можно считать любую сессию ВР, состоявшуюся позже.
По утверждению нашего источника, в решении не указаны временные ограничения, касающиеся сроков окончательного внесения конституционных изменений. Это фактически позволяет рассматривать конституционные законопроекты несколько лет и даже парламентами разных созывов. По мнению источника ZN.UA, подобное решение, по сути, легализует процедуру внесения конституционных изменений, не предусмотренную самой Конституцией.
По предположению источника, длительное рассмотрение данного вопроса было связано с тем, что долгое время не удавалось найти в КС необходимое количество судей, готовых проголосовать за подобное решение. Как уже писало ZN.UA, подобная трактовка конституционной нормы о следующей очередной сессии Верховной Рады, - в интересах Банковой. Поскольку она позволяет власти сколько угодно оттягивать окончательное голосование за конституционные изменения, касающиеся "особенностей местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", избегая при этом формальных обвинений в игнорировании минских соглашений.
Как стало известно ZN.UA, за данное решение КМ проголосовало минимально необходимое количество судей (10) из 16, принимавших участие в рассмотрении. По нашим сведениям, решающим оказался голос судьи Александра Тупицкого, два месяца отсутствовавшего по причине болезни. По имеющейся информации, "за" проголосовали также судья-докладчик Александр Литвинов и двое судей-новобранцев, приведенных к присяге в январе этого года - Владимир Мойсик (назначенный по квоте президента) и Виктор Кривенко (назначенный съездом судей).
Судья-новобранец Виктор Колесник, назначенный по квоте президента и также приведенный к присяге в январе, сообщил ZN.UA, что не голосовал за это решение.