Конституционная ассамблея завершила работу над проектом нового Основного закона

Поделиться
Конституционная ассамблея завершила работу над проектом нового Основного закона © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Авторы документа отказались от идеи упростить процедуру импичмента президента и снизили зависимость генпрокурора от Верховной Рады.

Конституционная ассамблея (КА) спустя полтора года закончила подготовку проекта концепции реформирования Основного закона. Авторы документа сохранили большинство положений, представленных в начальной редакции проекта.

В предварительной редакции документ был утвержден еще в июне. Концепция предусматривала полное изменение модели управления государством - отдавала часть президентских полномочий Верховной Раде, в частности право назначать персональный состав Кабинета министров. Президенту между тем предоставлялся полный контроль над назначением и увольнением судей.

О том, что подготовка документа завершена, изданию "Коммерсант-Украина" сообщила советник президента, секретарь КА Марина Ставнийчук. "В сравнении с тем документом, который у нас был по состоянию на июнь, концепция серьезно доработана - это касается и текста, и подходов. Мне кажется, что концепция имеет теперь действительно европейский вид и по всем ключевым вопросам учитывает рекомендации Венецианской комиссии", - заявила Ставнийчук.

По ее словам, КА должна была одобрить документ на заседании 6 декабря, но "в связи с тем, что политическая ситуация в стране усложнилась", заседание пришлось перенести. Ожидается, что проект концепции будет одобрен на заседании КА в январе и получит оценку Венецианской комиссии в марте.

Окончательный проект концепции изменений в Конституцию, как и начальная редакция, предусматривает, что президент получает монополию на назначение судей, а Верховная Рада - контроль над формированием Кабинета министров. В то же время авторы концепции отказались от идеи обязать президента согласовывать с парламентом назначение и увольнение председателей Антимонопольного комитета, Фонда госимущества и Национального банка. Верховная Рада будет давать согласие только на назначение председателя СБУ, главы Службы внешней разведки и генерального прокурора (его предлагается назначать на семь лет), при этом парламент утратит право выражать ему недоверие.

Бывший член КА, глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко считает раздел о прокуратуре наиболее слабым. "В этой концепции лучшие разделы касаются органов власти, парламента, президента, Кабмина, местного самоуправления. Самое слабое место - это прокуратура. Многие члены КА настаивали, чтобы такого раздела вообще не было, и прокуратуры касалась только одна статья в разделе "Судебная власть", - отметил эксперт.

Примечательно, что авторы проекта концепции также отказались от идеи упростить процедуру импичмента президента. Согласно доработанному документу, для того, чтобы инициировать импичмент, нужно 226 голосов народных депутатов, как сейчас, а не 150, как это предлагалось в предварительном варианте концепции. Выдвинуть обвинение главе государства смогут 300 народных депутатов с учетом заключения Конституционного суда, при этом авторы документа предлагают исключить положение о необходимости заключения Верховного суда в связи с процедурой импичмента, "поскольку это противоречит принципу беспристрастности суда".

Проект концепции предусматривает существенное увеличение роли народовластия. Раздел действующей Конституции "Выборы. Референдум" предлагается заменить разделом "Народное волеизъявление". Согласно документу, ограничения на участие в выборах должны устанавливаться исключительно на конституционном уровне, требования к регистрации кандидатов и финансированию выборов должны носить "разумный характер", избирательное законодательство "не может быть изменено за два года до выборов". "Это должно стать одной из институциональных гарантий стабильности избирательного законодательства", - говорится в документе.

Авторы также предлагают ввести институт народной законодательной инициативы и институт народного вето, позволяющего проводить референдум для отмены принятых парламентом законов. Обязательному утверждению на референдуме подлежат также международные соглашения Украины по вопросам изменения территории или вхождения Украины в межгосударственные объединения с делегированием суверенных прав. Согласно концепции, решение, принятое на референдуме, не подлежит дополнительному утверждению в других органах власти. !zn

Читайте также:

Идея "модернизованной" Конституции напоминает средневековый "договор подчинения", - эксперт

Конституционную ассамблею обвинили в надругательстве над Конституцией

Кравчук рассказал, как могут менять Конституцию Украины в обход парламента

Концепция изменений в Конституцию будет представлена в начале декабря

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме