Киев взяли?

21 марта, 2008, 16:51 Распечатать Выпуск №11, 21 марта-28 марта

Постановление №22-20 украинского парламента, «без шуму и пыли» назначившее перевыборы мэра и Киеврады, стало началом отсчета нового времени в столице...

Постановление №22-20 украинского парламента, «без шуму и пыли» назначившее перевыборы мэра и Киеврады, стало началом отсчета нового времени в столице. Протест, который в себе довольно долго носила внушительная часть столичной общественности и который публично олицетворяла премьер Тимошенко, на этой неделе вдруг материализовался и принял форму вердикта.

На самом же деле блиц-развязка вялотекущего мэрского процесса как лакмус проявила истинность намерений противоборствующих сторон — президента и премьера. Так, если Ющенко во что бы то ни стало хотел сохранить Черновецкого, то Тимошенко — во чтобы то ни стало горела желанием его снять. При этом Виктор Андреевич на пути к своей цели не брезговал одиозными заявлениями Балоги, подтасовками членов разнообразных комиссий, сомнительными указами в отношении застройки в центре столицы и стабильным нарушением законов. И причина тому одна — президент давно находится на стороне людей, контролирующих ситуацию в столице.

Надо сказать, что и Юлия Владимировна не отличалась образцовым поведением на пути решения собственных задач, чаще используя Киев в качестве проверенного и стопроцентно действующего средства в борьбе за высшую власть. Напомним, что прошлогодний парламентский кризис с легкой руки Тимошенко стартовал в столице. В результате новоиспеченный премьер не трогала Киев ровно столько, сколько ей удавалось сдерживать ситуацию в рамках партнерских отношений с президентом. Однако как только ситуация вышла из-под ее контроля, Тимошенко достала Киев из рукава в качестве всего лишь очередного козыря, доказывающего ее тактическое и стратегическое превосходство.

Таким образом, нельзя не заметить, что в основе действий этих двух политических игроков лежит всего лишь политическая целесообразность. На самом деле — могучая норма, которая в исключительных случаях могла бы стать исключительной возможностью для компромисса политических элит. В вопросе Киева в том числе. Но попрание закона в Украине превратилось в норму. А призывы к его соблюдению все чаще трактуются как предательство. Мэрский компромисс на этом фоне выглядит банальной фальшивкой.

В силу чего ключевой для нас вопрос — так зачем Ющенко хотел сохранить, а Тимошенко снять Черновецкого? — остается открытым. Вскрывая целое множество противоречий, которые таят в себе разноцветные политические и бизнес-элиты, так отчаянно стремящиеся к монопольному владению мегаполисом. На кону не только расхожее «Кто владеет столицей, тот владеет страной», но и Клондайк столичных ресурсов, начиная от 45 млрд. бюджета-2009 (так прогнозируют эксперты) и подконтрольных медиа и заканчивая банальной возможностью выгодно править столицей по уже накатанной Омельченко и Черновецким земельной схеме. В которой цена сотки в центре столицы тянет уже на 200 тыс. В иностранной валюте.

По чьей команде запрягал спикер?

В прошлое воскресенье лидер БЮТ сделала довольно однозначное заявление: фракция не приступит к работе, если первым вопросом повестки дня не будет поставлено голосование о досрочных перевыборах мэра столицы и Киеврады. Надо сказать, что тогда многие восприняли заявление Тимошенко как некий эмоциональный срыв, причинами которого стали открытая поддержка президентом Ющенко действий киевского мэра, очевидный провал закона об императивном мандате в Конституционном суде, ослабление позиций БЮТ в ЦИКе, а также вялое участие депутатов в намерениях решить вопрос киевской власти.

Тогда, в воскресенье, мало кто верил, что Тимошенко удастся найти голоса. Поскольку группа Балоги в «НУ—НС» имеет достаточное количество штыков, чтобы заблокировать любое голосование коалиции. На поддержку Блока Литвина, где большинство фракции контролируется земельным магнатом Хмельниц­ким, никто и не надеялся. В промэрской же стойкости «Регионов» никто не сомневался. Однако все почему-то забыли о коммунистах, руководство которых, по-видимому, надеялось, что Тендерную палату все-таки удастся сберечь от убийства в сессионном зале.

Но Тимошенко всем на диво разрулила ситуацию. Какие при этом были использованы аргумен­ты — кадровые, фьючерсные или финансовые, можно только предполагать. Но если даже поверить в то, что все 246 проголосовавших депутатов были искренни в своем порыве освободить Киев от команды Черновец­кого, превратившей столицу в торжище, то все равно остается ряд существенных вопросов к процедуре. К этому добавим и категорически обозначенную позицию спикера парламента, накануне голосования заявившего о том, что нелегитимного устранения столичного мэра не будет. Точка. Что было потом, всем известно. Устранение таки произошло. Однако до выяснения нюансов его легитимности позволим себе несколько показательных штрихов из зала парламента.

Для начала заметим, что БЮТу не пришлось прибегать к бойкотированию работы парламента. На согласительном совете, по всей видимости, были лишь формализованы договоренности между премьером, президентом и спикером коалиционный пакет (12 президентских законопроектов) за киевского мэра. Обещать — не значится жениться. Однако шаг навстречу Банковой Тимошенко в итоге сделала — первым в повестке дня стоял не Киев, а закон о Кабмине. Но если решение по мэру было принято постановлением Верхов­ной Рады, которое можно обжаловать в суде, но нельзя ветировать, то закон о Кабмине был принят лишь в первом чтении. Таким образом, БЮТу удалось как минимум оттянуть операцию по обрезанию полномочий премьера, при этом не нарушив договоренностей с президентом, принять судьбоносное для Киева постановление.

В обозначенное Тимошенко время «ч» фракция БЮТ приступила к работе в полном составе. Сначала, вдохновленная красноречием своего лидера г-на Кириленко, в первом чтении (о чудо!) проголосовала за президентский вариант закона о Кабмине. Более того, руководитель фракции стал настаивать на безотлагательном принятии закона во втором чтении. Однако согласно процедуре второе чтение возможно лишь в случае отсутствия поправок со стороны депутатов. Оказалось, что у фракции Блока Литвина и «Регионов» — они есть.

После чего на трибуну с докладом о работе ВСК (временной следственной комиссии), расследующей деятельность мэра и КГГА, вышел ее председатель Николай Томенко. В довольно спокойной форме он проинформировал общественность о глобальных нарушениях в столичной мэрии, которые, по словам Николая Владимировича, комиссия в ходе расследования еще только собирается подтвердить. Затем, напомнив о существовании целого ряда решений судов, подтверждающих неправомерные действия Черновецкого, Томенко призвал к сотрудничеству Генеральную прокуратуру, а также снисходительно пожурил Леонида Михайловича за то, что он до сих пор не выделил отдельное помещение для работы членов комиссии.

Пружина напряглась, когда место выступающего занял бютовец Олег Ляшко и с присущей ему экспрессивностью призвал проголосовать за радикальное постановление о перевыборах мэра и горсовета Харькова. Однако, к удивлению публики, родная фракция бесцеремонно осекла оратора, указав на необходимость поработать над доказательной базой не только в рамках ВСК, но и профильного парламентского комитета. Ляшко на радость «Регионам» (а злые языки утверждают, что вопрос освобождения Харькова от Кернеса и Добкина был принесен в жертву пассивного поведения ПР при рассмотрении постановления по перевыборам в столице) удалился, открыв доступ к микрофону г-ну Семиноге. Народный депутат, а по совместительству глава столичной ячейки БЮТ, предложил проголосовать за постановление № 22-20.

Надо сказать, что в эту самую минуту г-н Томенко показался неким второстепенным артистом, разогревшим публику перед выступлением главного героя. Вопрос, о том, зачем Николаю Владимировичу в таком случае помещение в КГГА, теперь надо считать риторическим. Как, впрочем, и наше осторожное предположение, что в короткий промежуток времени между выступлением Томенко и Семиноги, Генеральная прокуратура все-таки еще не успела вынести окончательные вердикты по судебным искам и отреагировать на поступившие от депутатов тревожные сигналы. Однако народ, во главе с еще вчера ратующим только за легитимные решения Яценюком, невзирая на принципиальное заявление Олеся Дония («НС») о недопустимости подобного бартера (закон — за голову мэра), обусловленного исключительно политической целесообразностью, заторопился. Молниеносное голосование — «за основу», через две минуты под напором того же Арсения Петровича — «в целом». При этом лидер фракции «Регионов» Александр Ефремов рванул было к трибуне, чтобы ее заблокировать. Тем самым засвидетельствовав, что не с ним достигалась договоренность о пассивности регионалов, для которых в тот день был сохранен Харьков.

На табло — 226 голосов. Голосовали: БЮТ — 155; НУ-НС — 59, за исключением группы Балоги в составе 13 человек, среди которых такие известные фамилии, как Петьовка, Криль, Тополов, Билозир и др.; КПУ — 26; Блок Литвина — 6.

На самом деле коммунист Александр Ткаченко, не без протекции лидера БЮТ, получивший портфель главы парламентского комитета, также давно имеет зуб на Черновецкого, уволившего с поста главного врача Октябрьской больницы его зятя. Который, кстати, имеет спорные земельные вопросы с городской властью. Литвиновцы же традиционно разделились по линии Литвин (лидер) — Хмельницкий (спонсор), оказав тем самым Юлии Владимировне лишь частичную поддержку в шесть голосов. Показательно, что в этой ситуации не голосовал Виктор Пилипишин — экс-глава Шевчен­ковского района столицы, вот уже который месяц рассуждающий о необходимости срочного хирургического вмешательства в систему власти столицы и уже успевший заявить о намерении баллотироваться в мэры. Позиция странная. По все видимости, продиктованная внутренней скромностью кандидата.

Цель оправдывает средства?

О легитимности принятого ВР постановления в эти дни не рассуждал только ленивый. Надо сказать, что всех желающих поупражняться в знании юриспруденции можно разделить на две группы.

К первой относятся те, кто, собственно, и настоял на этом решении. Так, среди ключевых аргументов, которые обнародовала заместитель председателя профильного парламентского комитета бютовка Ольга Бондар и которые указаны в постановлении, фигурируют 85-я статья Консти­туции Украины, предписывающая ВР назначать досрочные выборы, а также ст. 78—79 Закона о местном самоуправлении, указывающие на то, что ВР вправе назначить перевыборы мэра и рады в столице на основании решения парламентского комитета. А такое решение комитет во главе с экс мэром столицы Александром Омельченко уже принял.

При этом группа сторонников опирается и на ч.3 ст.14 закона о местных выборах, которую в то же время используют и противники постановления. На самом деле статья звучит следующим образом: «Внеочередные местные выборы назначаются Верховной Радой Украины в случае досрочного прекращения полномочий Верховной Рады республики Крым, местного совета, поселкового, сельского, городского головы». В переводе на человеческий язык это значит, что в ситуации, когда полномочны и Киеврада, и мэр и никто из них не усомнился в компетентности друг друга ВР назначить перевыборы не может. (А в соответствии со ст. 23 ч.2—3 Закона о столице, а также закона о выборах только местная рада не меньше, чем половиной голосов, а также глава администрации, может поставить перед ВР вопрос об отставке мэра, а мэр и тот же глава администрации, в свою очередь, могут поставить под сомнение деятельность Рады).

По меньшей мере, так утверждают оппоненты Ольги Бондар, среди которых и президент Украины Виктор Ющенко. Они же убеждены, что в ст. 78 ч. 1, 4 и ст. 79 ч. 2, 5 Закона о местном самоуправлении, на которую, как мы уже отметили, опираются голосовавшие, в первую очередь стоит обратить внимание на существование пункта о необходимости наличия решений суда, подтверждающих принятие мэром и Киеврадой незаконных решений, а также доказательств того, что эти решения суда не выполняются. По мнению юристов, представляющих вторую группу, только на основании этих решений парламентский комитет и может сделать выводы о необходимости перевыборов. Но даже при выполнении этого условия постановление входит в диссонанс с уже упомянутой нами ст. 14 Закона о местных выборах.

«Потому для того, чтобы принятое решение по перевыборам было легитимно, — комментирует ситуацию член профильного комитета «нунсовец» Анатолий Матвиенко, не голосовавший за постановление, — необходимо было сделать как минимум три шага. Во-первых, внести изменения в ст. 78—79 Закона о местном самоуправлении, предоставив право инициировать перед ВР вопрос перевыборов не только парламентскому комитету, но и президенту, премьеру и временной следственной комиссии. Во-вторых, внести поправку в ст.14 закона о выборах. В-третьих, предоставить судебные решения в отношении мэра и Киеврады.

На выполнение первых двух пунктов понадобилось бы два дня. Для основного мониторинга существующих судебных решений, наверное, должна была хорошо потрудиться парламентская комиссия. В сотрудничестве с прокуратурой и милицией. Так, расследуется «дело студентов». Есть сотни протестов, которые наложила на решения Киеврады прокуратура и по которым идут суды… Но что получилось у нас? Мы не только создали парламентскую комиссию исключительно ради фарса, но и обозначили опасный прецедент для всего местного самоуправления. Интересно, какую теперь концепцию в отношении развития региональных прав и свобод будет писать министерство регионального развития, если этим голосованием мы создали ситуацию, когда один субъект власти (ВР) практически съедает другого (местное самоуправление). Это политический каннибализм какой-то! Теперь любая правящая коалиция может снять любого мэра. В том числе и из БЮТа. В течение пяти минут. Рано или поздно Юлия Владимировна наступит на те же грабли.

Безусловно, можно бросить камень в огород продажных судов, от которых не дождаться справедливых решений. Но если Томенко заявил о наличии таковых в отношении Черновецкого, то почему он не обнародовал их в зале?» — заключил Матвиенко. (В надежде получить эти решения мы обратились в БЮТ, а именно к Владимиру Бондаренко. Безрезультатно.)

Заметим, что Матвиенко — единственный представитель коалиции, заявивший в сессионном зале о своей позиции. Вследствие чего подвергся жесткому остракизму со стороны своих воинствующих коллег. Роль Анатолия Матвиенко во всей этой истории показательна еще и тем, что его позиция многие объясняют личной заинтересованностью. Племянник Матвиенко — депутат Киеврады, член фракции Блока Черновецкого, а также начальник одного из управлений.

«Действительно, мой племянник и Олесь Довгый — друзья детства, — говорит депутат. — Но я не понимаю, почему должен отвечать за его поступки. Ну скажите, почему мое право на собственное мнение обесценивается и нивелируется чьими-то предположениями и догадками?! Почему сегодня действует закон: кто не проголосует так, как я сказал, тот куплен?! Это еще одна опаснейшая крайность, которая может привести к большой трагедии. Сначала к анархии — нарушая законы и руководствуясь исключительно политической целесообразностью, мы разгоняем парламент и снимаем неугодных мэров, потом — к диктатуре».

Пойдет ли Матвиенко в суд?

Реакция столичного мэра на радикальные действия своих оппонентов, а также на наглядную несостоятельность патрона (читать — президента) была по традиции неординарной. В тот же день Черновецкий не только посетил офис Партии регионов — давних партнеров по большинству, но и дал пресс-конференцию, где заявил о старте своей предвыборной кампании. Нежелание судиться мэр пояснил уверенностью в победе, а также стремлением в «честной борьбе доказать свою правоту» (честная борьба уже началась, механизм сетевого маркетинга заработал, матерям-одиночкам помогли материально). Мы же в отношении короля судов, которым в столице по праву признан Леонид Михайлович, только заметим, что после трагифарса с решением радивиловского суда, которое было грубо сфальсифицировано, позиции мэра на этой дорожке несколько ослабли. Судьи с Черновецким будут осторожничать. Хотя у каждой осторожности своя цена… Но если поверить Леониду Михайловичу, то можно рассчитывать на некий идеальный все-таки для Юлии Владимировны вариант развития событий, включающий последующие действия столичной территориальной избирательной комиссии, а также всенародный плебисцит в столице аккурат ко Дню города. Но это если поверить.

Если же не особо впечатляться предвыборными пиар-шансами столичного градоначальника, то стоит обратить внимание на недавнее заявление лидера ПР Януковича: «для того что бы доказать, что он нормальный человек, к тому же уверенный в своей невиновности, Черновецкому необходимо оспорить решение ВР в суде». Примерно в том же контексте сегодня разворачивается дискуссия и в среде «НУ—НС», где отмечают, что Черновецкий, сохранив лицо, теперь может смело рассчитывать на то, что отстаивать закон и Конституцию за него отправится один из депутатов, сильно озабоченных чистотой правового эксперимента. К примеру, тот же Анатолий Матвиенко. Что же касается возможной инициативы лидера партии «Собор», то он, по нашим данным, понимая всю сложность и неоднозначность ситуации, с оглядкой на звучащие обвинения в его адрес все-таки решил крепко подумать над тем, подавать ли иск в Высший административный суд.

Не намерена делать черновую работу за Черновецкого и ПР. При всей заинтересованности в продолжении сотрудничества с мэром. По словам лидера фракции Александра Ефремова, регионалы хоть и возмущены заполитизированием ситуации в Киеве, однако не собираются выступать примитивным инструментом в чьих-либо руках. И здесь надо сказать, что измазанные землей руки Черновецкого вряд ли должны оставить свои отпечатки на и без того поникшем рейтинге ПР как в целом, так и в столице в частности.

Еще одной преградой на пути к власти для БЮТ и Ко может стать позиция столичной территориальной избирательной комиссии. Нынешняя ситуация в ЦИК способна легко перекинуться на столичную комиссию, заблокировав любые решения. И это, пожалуй, на сегодняшний день более приемлемый метод борьбы с политическими противниками, которые довольно успешно использует как та, так и другая сторона. Однако у кого это получается более талантливо, можно судить хотя бы по раскладу сил в ЦИК и КС, где лояльные к президенту и ПР члены наглухо заблокировали внедрение императивного мандата для БЮТ в Киевраде. Так что ставленница Богдана Губского Анна Усенко-Черная пока не так много может сделать для БЮТ.

Столица выходит на старт

Сразу по окончании голосования в Верховной Раде редакция «ЗН» поинтересовалась реакцией киевлян на его результат, а также стартовой электоральной поддержкой потенциальных кандидатов в столичные мэры. По заказу «ЗН» Социологическая служба Центра Разумкова в течение 19 и 20 марта опросила в телефонном режиме 1067 респондентов в возрасте от 18 лет. И оказалось, что более половины жителей столицы поддерживают принятое парламентом решение, а чуть меньше трети не поддерживают. По сути, можно говорить о том, что большинство киевлян выразило недоверие действующей власти. Равнодуш­ных оказалось на удивление мало, равно как и тех, кто не определился со своей эмоцией в отношении представившегося шанса переизбрать городскую власть, — по восемь процентов.

Явка на выборах обещает быть чрезвычайно высокой — 77,5%. 12,8 — «имели в виду» волеизъявляться. И десять процентов еще подумают, отправиться ли им в конце мая на пикник или все же облюбовать кандидата и отдать за него голос. Впрочем, многое будет зависеть от погоды, а также… от уровня «экологической чистоты» проводимой кампании, которая обещает быть весьма грязной. Возможно, именно эти два фактора повлияют на уменьшение желающих принять участие в голосовании, и их окажется не 77,5 процентов, а гораздо меньше.

Что касается кандидатов, то пока ясно одно — в выборах будет принимать участие Леонид Черновецкий. Скорее всего, не откажется от боя и Виталий Кличко, имеющий достаточно высокие шансы выступить достойно. А вот кто станет кандидатом от БЮТ, от «НУ—НС», от президента и появится ли вообще у них общий кандидат — несмотря на уже принятое Радой решение о проведении выборов, — большой вопрос.

На встрече с «Народной самообороной» Виктор Ющенко не назвал фамилию кандидата, хотя сказал, что он у него есть. Некоторые депутатствующие члены семьи Виктора Андреевича в свое время предлагали сделать ставку на Александра Слободяна, чье имя прочно связано с пивным концерном «Оболонь». Но вряд ли любимое пиво заменит киевским избирателям харизму лидера.

На встрече же президента со второй частью фракции «НУ—НС» — «нашеукраинской» — Виктор Ющенко заявил, что кандидатом от коалиции может быть только выдвиженец «НУ—НС», и это, по его словам, было оговорено при создании самой коалиции демократических сил с Тимошенко. Но и на этой встрече президент фамилию не назвал.

Вместе с тем, надо полагать, глава государства не очень сильно расстроится, если Леонид Черновецкий сохранит за собой нынешний пост.

Но на сегодняшний день видно, что Виталий Кличко может составить серьезную конкуренцию действующему мэру. Пусть его победа находится в рамках социологической погрешности, но все же кличковское 25,2 — это не 24,9, имеющиеся у любимца левобережных киевлян Леонида Черновецкого.

Предшественник мэра Алек­сандр Омельченко, которые обещал не принимать участия в выборах, имеет третий рейтинг — 10%. А вот потенциальный кандидат от БЮТ — новичок рейтингов — Александр Турчинов сразу взял шесть. Очевидно, за счет своей однозначной ассоциативности с популярной в Киеве Юлией Тимошенко. Вопрос «Можно ли Александра Турчинова за два месяца раскрутить до конкурентного уровня?» — к технологам Алексею Ситникову, Олегу Медведеву и финансовым закромам БЮТа.

Мэрские позиции Юрия Лу­ценко не впечатляют. Очевид­но, по этой причине Юрий Вита­льевич сильно колеблется, стоит ли ему вообще ввязываться в борьбу за столицу. Хотя на посту министра внутренних дел, в первую очередь из-за сложных отношений с президентом, он себя чувствует не совсем уютно.

Картина меняется любопытным образом, если в список добавляются два других кандидата. Потенциальный киевский фронтмен Партии регионов Василий Горбаль вряд ли способен внести смятение в существующие рейтинги, стартуя с результатом 1,4. А вот в ямочках поздравившего лучших в Европе женщин с Восьмым марта Николая Катеринчука… тонут сразу 6,7 процента киевских избирателей (или избирательниц?). Совершен­но очевидно, что лидер Европейс­кой партии оттягивает на себя голоса Турчинова, Омельченко и, главным образом, Кличко. В результате чего тяжеловес уступает свою первую позицию Леониду Черновецкому. Почти семь процентов не делают Николая Катеринчука безальтернативным кандидатом от демкоалиции или «НУ—НС», но считаться с интересами этого политика либо искать формы компенсации его амбиций крупным игрокам придется.

Самой большой проблемой для Тимошенко, Ющенко и Черновецкого является Виталий Кличко. Он имеет возможность набрать, как показывают таблицы 5 и 6, больше, чем действующий мэр и чем кандидат от демократической коалиции (если им не будет Юлия Тимошенко). По всей видимости, с Кличко попытаются договариваться с разных сторон, но супертяж уже оброс своей командой, своими спонсорами и уверенностью в собственных силах. Торги будут уместными, но жесткими.

Что касается абстрактного «другого кандидата», который может набрать больше всех конкретных претендентов, то внушительное количество киевлян, готовых потенциально отдать за него голос, при попытке персонификации распорошится между раскрученными претендентами.

Наиболее распространенный сегодня прогноз сводится к следующему: «Демократы, как всегда, не придут к консенсусу, раздробят свои силы. Вследствие чего Черновецкий останется мэром, но большинство в Киевраде получит Тимошенко». Вполне вероятно, но не факт. Рейтинг поддержки Юлии Владимировны в Киеве действительно чрезвычайно высок. Но удастся ли ей конвертировать собственный рейтинг в результат своей политической силы? В полном объеме — однозначно нет. Сегодня в Киеве действия Тимошенко на посту премьера поддерживает большинство киевлян, а за БЮТ готовы отдать голоса 29 процентов киевлян. С «бонусами» это чуть больше трети. Для получения половины состава Киеврады придется сильно потрудиться. Ведь Черновецкий также улучшил свой прошловыборный результат — его блок стартует с 17 процентов. А рейтинг именного блока Виталия Кличко вырос почти в два раза. Да и «Наша Украина» с «Самообороной» способны взять не меньше, а больше, чем на прошлых выборах.

Так что, с точки зрения сегодняшнего дня, неожиданность может заключатся не столько в результатах выборов Киеврады, сколько в конфигурациях при построении большинства. При этом заметим, что качество списков партий и блоков ясно дадут понять киевлянам, чем руководствовались лидеры при их составлении: они сделали выводы и привлекли исключительно лояльных людей или же они сделали выводы и привлекли исключительно профессиональных людей… Ибо от этого во многом будет зависеть, повториться ли в малом парламенте история с результатом досрочных выборов в парламенте большом.

А, между прочим, почти 43 процента киевлян надеются, что по окончании выборов мэра и Киеврады ситуация улучшится. Жители столицы, которым политики должны поклониться в пояс за наивность и оптимизм, удерживают в своих рядах лишь три процента пессимистов, считающих, что ситуация может ухудшиться. При этом ровно треть киевлян не верят в перемены, хоть открывай над ними хоть черный, хоть цветной зонтик. А каждый пятый решает — ему все еще надеяться или уже перестать.

Мэра — убрать, систему — оставить?

Даже если постановление «22-20» наберет законную силу, Матвиенко не пойдет в суд, а окружная избирательная комиссия назначит на 25 мая проведение досрочных выборов киевского городского головы и Киеврады, вряд ли что-то принципиально изменится в столице. С этого, мягко говоря, не очень оптимистичного утверждения мы начинали наше повествование, им же позволим себе его и закончить.

В отличие от большинства киевлян, оптимистично настроенных по отношению к возможным переменам, мы остаемся реалистами. И не потому, что горячо любим Леонида Михайловича или не любим Юрия Витальевича. А по следующим причинам.

Во-первых, история гласит, что однажды попранный закон, будет подмят вторично.

Во-вторых, даже действия премьера при которых цель оправдывает средства, вряд ли станут эффективными, если мэр Черновецкий (в отличие от депутатов, судей и президента не имеющий неприкосновенности) после всего содеянного его командой, не окажется на скамье подсудимых. Впрочем, у нас еще есть время убедиться в том, что же на самом деле нужно было премьеру — справедливость или только столичная власть.

В-третьих, перевыборы мэра столицы, обусловленные политической целесообразностью для рвущегося к верховной власти премьера, а также объявленные ценой разбалансировки всей системы местного самоуправления страны, — очередной повод для дальнейшего погружения Украины в хаос и беспредел.

В-четвертых, можно смело предположить, что основным полем боя в столице снова станет земля. И в этом бою без правил примут участие все. Однако для того чтобы определиться, в каком именно месте новая власть будет наводить порядок, претендентам на столичный трон для начала стоит поискать виртуозных латифундистов не только в чужих партийных списках, а и в братских. Что касается Юлии Владимировны, то мы, конечно, разделяем ее гнев по поводу действий команды Черновецкого, но у нас есть вопросы к человеку по фамилии Губский по поводу его действий в раде Киевской области. Или сенатор Цезаря вне подозрения?

А в отношении Виктора Андреевича всего лишь заметим, что «цими руками» своего нового кандидата на пост столичного мэра он не водрузит. Разве что поддержит нынешнего.

В-пятых, люди хотят знать, почему, как только борцы за освобождение Киева почувствовали запах приближающейся победы, то и думать забыли о глубоком кризисе системы столичной власти, о котором совсем недавно так активно рассуждали на всех уровнях и телеканалах? Почему единственным пунктом, который остался от грандиозных планов политиков, является предусмотрительное изменение закона о выборах и проведение их в два тура, что, несомненно, увеличит шансы на победу демократической коалиции? А где обещанное разведение полномочий должностей мэра и главы столичной администрации, которые сегодня так удачно и безнаказанно совмещает Черновецкий? Где открытые списки и мажоритарка на выборах в местные советы? Законопроект на этот счет внесла в парламент фракция Литвина, опять таки, с точки зрения собственной политической целесообразности, которая в корне отличается от нынешней задачи Тимошенко и крупных партий, желающих провести в Киевраду список «болванчиков», взять большинство и править под присмотром императивного мандата.

В-шестых, где конкретные предложения партий и возможных кандидатов, касающиеся стратегического плана развития столицы? Включая неприкасаемый Генеральный план, зонинг и полный пакет документов для строительного инвестора, который мог бы в разы сократить коррупцию и всякое желание повторять «ошибки» своих предшественников? А ведь вся информация на этот счет у них есть, поскольку их политические силы представлены в Раде.

А ничего этого и нет. Кроме мантр «мы лучше, чем Черновецкий». «Чем?» — спрашиваем мы. «Чем Черновецкий», — отвечают кандидаты.

Безусловно, мы хотим, чтобы власть в Киеве поменялась. Чтобы она действительно стала ДРУГОЙ. Но пока мы с вами не научимся вместе защищать свой дом, свой сквер, свой лес, школу своих детей, больницу, где еще имеют шанс лечиться наши старики, и город, в котором мы живем, — власть ДРУГОЙ не станет. Кто бы ее не олицетворял.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно