Киев: стратегия смыслов или набор деклараций?

24 июня, 2011, 14:50 Распечатать Выпуск №23, 24 июня-1 июля

«Стратегию развития Киева до 2025 года» в столичной администрации презентовали дважды...

«Стратегию развития Киева до 2025 года» в столичной администрации презентовали дважды: 26 мая — для президента Украины Виктора Януковича и «вторых» лиц государства (Николая Азарова и Владимира Литвина), и 2 июня — для более 400 представителей общественности, бизнеса, депутатов и чиновников помельче.

Хотя назвать «Стратегией» виртуальную и ни на чем не основанную (разве что на скорых расчетах заморских специалистов) страницу в Интернете, появившуюся на сайте КГГА буквально накануне визита президента на Крещатик, как-то язык не поворачивается.

Показательно также, что в распечатке новоявленная стратегия составляет всего 71 страницу вместе с приложениями и глоссарием. В то время как, к примеру, стратегия развития Лондона это – увесистый документ на 600 страницах.

Тем не менее, в прошедший четверг эта Power Point Presentation была принята депутатами (составлявшими ранее промэрское, а теперь прогубернаторское большинство) «за основу» и стала «документом». Обещано, что по нему вплоть до сентября будут проходить «общественные слушания и согласования», а потом запланировано и его окончательное принятие. Зная, как наша власть советуется с народом (президент-то документ уже одобрил), больших надежд на какие-то решительные нововведения в «основу» возлагать не стоит. Нам предстоит «с этим жить», а потому стоит заглянуть за технологично презентованную вывеску.

Незаконное сооружение и на зыбком основании

Во-первых, ни один закон или нормативный акт Украины, даже свежепринятый и вызвавший бурную реакцию в обществе «О регулировании градостроительной деятельности» («Застройщики в законе» — ZN.UA №3, 28.01.2011), не предусматривает существование и принятие стратегии развития села или города. А вот генеральный план, план зонирования и детальные проекты территорий закон предписывает исполнять всем населенным пунктам. Столице в том числе. Километры новых дорог, развязки, подземные переходы, перенос административного центра на Левый берег и пр. нужные вещи — все это, повторимся, есть в Генеральном плане Киева 2002 года, принятом при Омельченко. При нем же — хорошо ли, плохо ли — он выполнялся. Однако за четыре года правления Черновецкого в действующий Генплан было внесено 1183 (!) изменения. В результате главный документ развития столицы превратился в инструмент грабежа и мародерства. Потеряв свой первоначальный смысл. Но не содержание и законную силу, господа! Интересно, что подобные проблемы существуют не только в столице. Из 454 городов Украины только 196 имеют генпланы. Зато сплошь и рядом принимаются «стратегии»: Дне­пропетровск, Запорожье, АР Крым, Харьковская область и даже родной город Александра Попова, Комсо­мольск. Красиво и ни к чему не обязы­вает. Да и кто вспомнит в 2025-м, о чем писали и что обещали 15 лет назад…

Во-вторых, еще 16 сентября 2010 г. Киевсовет принял «Концепцию стратегического развития Киева» как первую стадию нового Генплана до 2025 года. И теперь абсолютно непонятно, как принимать более общую Стратегию после вполне конкретной «Кон­цепции»? И зачем было тратить на ненужную теперь Концепцию 16 млн. грн. из кармана налогоплательщика?

В-третьих, все документы, которыми сегодня так горда власть, основаны на устаревших советских плановых подходах. В основу показателей и Концепции, и Стратегии положили численность населения, спрогнозированную на 2025 год. По этой цифре логично оценивается длина линий общественного транспорта, протяженность водопровода и канализации, площадь жилищного фонда и пострадавшие в авариях, число преступлений и количество музеев — все это делится на количество населения. Интересно знать, сколько же киевлян, по расчетам власти, будет в 2025?

Так вот, беда не в том, что цифры в документах, мягко говоря, не сходятся (в Стратегию заложена цифра — 3,11 млн., а в Концепцию — 3,15 млн. постоянного и 3,97 млн. дневного), а в том, что, по подсчетам «Института города», еще в 2006-м фактическое среднегодовое население Киева составляло 4,13 (!) млн. В 2009-м Институт демографии НАН Украины насчитал от 3,1 до 3,3 млн. киевлян. Таким образом, в Киеве уже сейчас такое количество обитателей, для которых разработчики рассчитывают инфраструктурные и социальные показатели 2025 года. Фактически город сегодня отстает от потребностей населения на 15 лет! А что может быть в 2025-м при таком центростремительном движении населения в столицу, остается только догадываться… Или правильно считать тем, кто берется за такие ответственные документы. Хотя, возможно, это «сознательный» подход: занижая количество населения, можно получить более высокие позитивные результаты (не имея в виду преступность, конечно).

Что имеем и что получим

Разработчики стратегии (о них — отдельно) положили в основу измерения уровня развития города два индикатора — валовой региональный продукт (ВРП) и индекс комфорта жизни (ИКЖ). Выбор первого — достаточно спорный, ведь для человека более важно не то, сколько производят мартены и элеваторы, а реальное соотношение его зарплаты или пенсии с ценами на продукты, платой за ЖКУ и за проезд в транспорте. Во всем мире уровень развития страны определяется по индексу человеческого развития (ежегодно его публикует ООН), куда входит три показателя: благосостояние (доход на душу населения, откорректированный по ценам), уровень образования (грамотность и общее) и продолжительность жизни. На этом фоне ВРП — скорее производственный или бизнес-показатель, а отнюдь не социальный.

Второй индикатор, ИКЖ, вообще доморощенный, он изобретен разработчиками специально для Стратегии. Туда входит 16 показателей: длина линий общественного транспорта, площадь дорог (% территории), число частных автомобилей (на кв. км), количество пострадавших в ДТП (на км), протяженность водопровода, канализации, электрических сетей (почему-то нет теплосетей), площадь жилфонда, продолжительность жизни и заболеваемость, вредные выбросы, отношение числа учеников к числу учителей, рейтинговый показатель качества образования, количество преступлений, число музеев и кинотеат­ров.

Стратегия обещает, что за 15 лет ВРП вырастет в 2 раза, а ИКЖ — в 1,7 раза. Если первую цифру еще можно оправдать, сделав экстраполяцию по росту ВРП за предыдущие годы, то рост индекса комфорта ничем не обоснован, более того, по некоторым показателям вызывает, мягко говоря, недоумение.

Например, площадь дорог должна увеличиться в три раза при неизменной площади города. Фактически это означает, что каждая существующая улица должна быть расширена в три(!) раза или, что на тех, относительно небольших площадях, отведенных под застройку, надо проложить в два раза больше дорог, чем сейчас есть в Киеве. Это полная фантастика. Длина канализации должна вырасти в 3,3 раза, а водопроводов — всего в 2,4 раза. Почему так и зачем? Ведь сегодня гораздо важнее состояние существующих (аварийных) сетей? Зато число музеев должно вырасти в пять раз! Почему, откуда, если на существующие сегодня не хватает бюджета? Расчет на Пинчука, Фельдмана, Воронова и других коллекционеров, которые построят музеи для своих собраний?

В целом выбор показателей для индекса комфорта далеко не полный. В разделе экологии не учитываются площади парков, пляжей, пригородных лесов и другие рекреационные показатели. Нет оценок по стадионам, бассейнам, спортивным залам. В одну кучу свалены маршруты трамваев и линии метро, хотя объем перевозок в них отличается в десятки раз. Где другие показатели в той же сфере культуры — число библиотек, киноиндустрия, книжные магазины? «Сяйво» вернут городу, в конце концов? Это во-первых. Во-вторых, все эти показатели имеют разную степень важности для человека: ясно, что наличие театра при отсутствии своей квартиры мало кого устроит. Поэтому логично пересчитать все показатели по удельному весу, т.е. значению для общества, а не примитивно складывать, как это делают разработчики.

Большие ставки или крупные риски?

Разработчики претенциозно назвали главные стратегические направления своего детища «инициативами», или «большими ставками». Последний термин взят из области азартных игр, так что команда губернатора Александра Попова может и проиграть по крупному…

На что сделаны ставки? Выбрано восемь «инициатив».

Первая: «Первоклассная инфраструктура». Это ЖКХ и транспортная сеть, для них требуется «всего-навсего» 3 млрд. 905 млн. евро. Где их взять? В Стратегии один ответ — ГПП, или государственно-приватное партнерство. Что это — концессия, кредиты, продажа? Ответа нет, понимайте, как знаете.

Вторая: «Сделано в Киеве», или «стимулирование конкурентных кластеров». Каких? Например, точного машиностроения — радиолокация, высокоточное оружие. Это что, возрождать «Арсенал», производивший лазерные гироскопы для систем наведения баллистических ракет? Или центр подготовки специалистов гражданской авиации — а других что, не надо? Или научно-исследовательский центр сельского хозяйства, а Национальную академию наук распустить? Все это, извините, смахивает на избирательную маниловщину, ведь у городской власти нет абсолютно никаких рычагов и возможностей для реализации этих планов — это функция исключительно государственной власти, Кабмина и президента.

Третья: «Электронное правительство». Речь о внедрении современных информационных технологий в систему управления городом, начиная от открытого документообращения и заканчивая голосованием граждан через Интернет. Браво! Нет, серьезно, это здорово, только почему все отнесено на далекий 2018 год, ведь все эти технологии существуют уже сегодня?! Начать хотя бы с разрешения чиновникам свободно общаться с журналистами, не спрашивая добро у руководства.

Четвертая: «Культурная долина» (тут остряки добавят: превратить семь холмов Киева в низину). Предложения сводятся к разнообразным фестивалям и шоу, реанимации студии А. Довженко и построению многофункционального комплекса на 1000 мест. Главное, что ни одного евро на это не записано (в отличие от инфраструктуры, где все подсчитано до гривни).

Пятая: «Днепровская жемчужина». Буквально — «использование уникального пейзажа и ландшафта для формирования рекреационной зоны». Цель достаточно противоречивая, как правило, «формирование зоны» уничтожает и пейзаж, и ландшафт, тем более что предусмотрено «создание новых рабочих мест и дополнительные поступления в городской бюджет». Это очень сложный вопрос: как сохранить природу, отдыхая на ней самой? Но начать, вероятно, надо с более злободневного — возвращения городской общине днепровских берегов, островов, Жукова острова и завершения создания Национального парка «Голосеев»… А то ведь негде будет создавать «жемчужину»…

Шестая: «Здоровый киевлянин». О выполнении здесь можно не волноваться, так как разработчики сами признались, что результат проявится не ранее, чем через 5 — 10 лет, но есть и ноу-хау: «совместное финансирование жителями социально значимых объектов». Это детских площадок или «Олимпийского»? Но он ведь и так строится за счет налогоплательщиков… Остальное знакомо: «продвижение социальной ответственности бизнеса относительно сооружения площадок». Тут, конечно, надо было прямо записать не социальную, а «материальную ответственность» бизнеса, но и так поймут — налоговую, пожарную и пр. службы никто не распускал…

Седьмая: «Центр рядом с домом», или «создание новых центров деловой активности». Тут у разработчиков некая путаница в изложении, потому как далее речь и о деловых центрах, и о градостроительных (о чем давно говорили киевские градостроители Евгений Лишанский, Николай Демин и др.), и «создание перечня промзон под новую застройку». Последнее, вероятно, и есть скрытая цель этой инициативы. А начинать надо было бы с простого: создания «киевского Дефанса» — решительного выноса всех правительственных учреждений из центра. Это уже есть создание второго городского центра, который освободит от своего навязчивого присутствия первый.

Восьмая: «Международная гавань штаб-квартир», или «привлечение центральных офисов международных компаний». Если «гавань» — это изыски разработчиков, то термин явно неудачный, так как ассоциируется не с активным деловым портом, а с тихой сонной заводью, где не работают, а нежатся на солнце. Аргументация также весьма неубедительна: да, налоговая нагрузка на работодателя ниже, чем в Чехии, но такая же, как в Венгрии, и выше, чем в России и в Польше.

Вот и все инициативы…

Кто заплатил за музыку

Есть еще один пикантный нюанс: в Стратегии налицо явный акцент на проблемы инженерной инфраструктуры, которую хочет заполучить в концессию на 49 лет «Киевэнерго» (ZN.UA, «Концессия для «Киевэнерго», №18, 20.05.2011), которое на 40% принадлежит Ринату Ахметову, который спонсирует фонд «Эффективное управление», который заплатил Boston Consulting Group, которая и написала данную Стратегию.

Александр Попов энергично вернул в собственность города акции «Киевгорстроя», «Киев­водоканала», «Киевгаза». Но тот же Александр Павлович почему-то напрочь «забыл» о 12,73% акций «Киевэнерго», перешедших к подконтрольной СКМ компании ДТЭК, получившей блокирующий пакет. Неужели Стратегия такой банальный чейндж?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно