Как мед, так ложкой

21 сентября, 2007, 16:52 Распечатать Выпуск №35, 21 сентября-28 сентября

Европейский Союз заговорил с Украиной категорическим языком ультиматума. Причем не о предстоящих выборах, как можно было предполагать, а об украинской визовой политике.

Европейский Союз заговорил с Украиной категорическим языком ультиматума. Причем не о предстоящих выборах, как можно было предполагать, а об украинской визовой политике в отношении Румынии и Болгарии. На минувшей неделе в интервью газете «Дело» еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила: Евросоюз не ратифицирует соглашение об упрощенном визовом режиме для украинцев, пока Киев не отменит визы для румынских и болгарских граждан. При этом г-жа Ферреро-Вальднер апеллировала к тому, что в Европейском Союзе — «солидарное общество, а Румыния и Болгария — новые члены ЕС. И к новым членам должно быть такое же отношение, как и к старым». Далее еврокомиссар сказала, что отказ установить безвизовый режим для румын и болгар «влияет на авторитет президента, премьера, самой Украины».

Заявление чиновника Еврокомиссии вызвало в Украине негодование. Хотя пресс-служба украинского МИДа и предпочла ограничиться беззубым заявлением, возмущенный представитель Украины при Евросоюзе Роман Шпек в своем комментарии был куда более откровенен и близок к настроениям сограждан: «Очень жаль, что такая уважаемая европейская институция прибегает к языку ультиматумов, шантажа при решении подобных вопросов. На мой взгляд, это не тот язык, каким следует руководствоваться в диалоге между добрыми и надежными партнерами, как Украина и ЕС».

И в этой реакции украинцев нет ничего удивительного. Ведь Брюссель не имеет никаких юридических оснований (а тем более моральных прав) для того, чтобы предлагать пакетное решение этой проблемы. Да еще в такой неприемлемой, категоричной форме. И обидно, что одностороннее добровольное решение украинской власти ввести безвизовый режим для граждан стран — членов ЕС в Брюсселе рассматривают, похоже, как готовность Киева повсеместно идти на уступки в ущерб своим национальным интересам.

С формальной точки зрения Еврокомиссия имеет право ставить перед Киевом вопрос об отмене виз для румын и болгар. Во-первых, указ президента от 25 июля 2005 года предусматривает установление с первого сентября 2005 года «безвизового режима для граждан государств — членов Европейского Союза (выделено. — «ЗН»), Швей­царской Конфедерации и Княжества Лихтенштейн». Во-вторых, в январе 2007 году, после вступления Румынии и Болгарии в ЕС, румынский и украинский президенты заявляли, что Бухарест введет для украинцев бесплатные визы, а Киев отменит для румын визовый режим, как и для всех членов ЕС. Однако эти договоренности были не реализованы. И сегодня Украина и далее имеет визовый режим с этими двумя странами, а украинские граждане все так же платят 40 долларов за визу в Румынию и 20 евро — в Болгарию.

Поэтому представители Евро­комиссии с подачи румын, умело лоббирующих в Брюсселе свои интересы, уже более полугода активно поднимают вопрос о безвизовом режиме для румынских и болгарских граждан на встречах с украинскими дипломатами. Причем нередко именно в контексте соглашения об упрощенном визовом режиме между Украиной и Евросоюзом.

Вопрос с визами для румын и болгар не обошли вниманием и на киевском саммите Украина—ЕС. По словам Романа Шпека, украинская сторона тогда заявила, что вопрос изучается и решение будет принято после выполнения соответствующих внутренних процедур. А по информации «ЗН» (хотя было очевидно, что румыны и болгары не пойдут на введение для украинцев бесплатных виз), МИД еще до саммита в Киеве направил в секретариат президента письмо, в котором речь шла о том, чтобы отменить визовый режим в отношении Румынии и Болгарии.

Поэтому тональность заявления г-жи Ферреро-Вальднер кажется более чем странной. Неизвестно, добьется ли теперь Брюссель своей цели. Во всяком случае, любое уважающее себя государство трижды подумает, прежде чем примет решение. Но очевидно, что подобные заявления евросоюзовских бюрократов, унижающие Украину, не прибавляют в нашей стране сторонников украинского членства в Европейском Союзе. Более того, подобные категоричные требования функционеров Европейской комиссии выбивают почву из-под ног проевропейски настроенных украинских политиков и дипломатов.

В любом случае представителям Еврокомиссии все же стоит помнить, что ни в одном украинско-евросоюзовском документе не зафиксировано обязательство Укра­и­ны сде­лать для граждан стран–членов ЕС безвизовый режим. И решение украинской власти в 2005 году, принимаемое на волне евроромантических настроений, появившихся у истеблишмента после помаранчевой революции, было лишь актом доброй воли со стороны Ки­ева, а вовсе не пропуском к заключению соглашения об упрощенном визовом режиме между Украиной и Ев­росоюзом. Точно таким же прояв­лением доброй воли было бы и возможное решение снять визовый режим относительно Румынии и Болгарии.

Ведь если в Евросоюзе чтят принцип единства действий, то Ки­ев, не будучи участником этого клуба, в соответствии со своими интересами вправе избирательно применять визовый режим в отношении отдельных стран–членов ЕС. Тем более что у Киева есть хороший пример: Соединенные Штаты подходят выборочно к установлению безвизового режима для стран–членов Ев­ропейского Союза. И для граждан Греции, равно как и для граждан из большинства стран Восточной и Центральной Европы, существует визовый режим. Но в своем диалоге с Вашингтоном Брюссель почему-то не возражает против этого и не апеллирует к «солидарному обществу».

С другой стороны, и здесь мы согласимся с Романом Шпеком, если уж в Брюсселе заговорили о «солидарном обществе», то принцип единства действий необходимо соблюдать и в работе консульских учреждений стран — членов Евро­союза в Украине. Ведь сегодня в ряде посольств стран — членов Евро­пейского Союза (в их числе и те, кто с 1 января следующего года вой­дет в Шенгенскую зону) украинским гражданам часто безосновательно и без всяких пояснений отказывают в выдаче виз, а консульские службы прибегают к услугам посреднических фирм, что значительно повышает стоимость получения заветного штампа. Украинских детей вынуждают петь и танцевать под окнами посольств, дабы служащие консульских отделов могли убедиться, что они вовсе не нелегалы.

«Меня не столько удивляет интервью Б.Ферреро-Вальднер, сколько молчание ЕС в отношении практики безосновательных и унижающих отказов в выдаче виз украинским гражданам со стороны консульских учреждений отдельных стран-членов ЕС, а также работы посреднических визовых центров. Такая практика противоречит положениям подписанного в июне этого года визового соглашения. Должен напомнить, что одной из ведущих правовых основ деятельности ЕС является принцип единства действий Европейского Союза и его государств-членов на международной арене. Мы ожидаем, что этот принцип будет неуклонно соблюдаться и в практике отношений Украины и ЕС. Необходимость решения проблем с выдачей виз гражданам Украины зафиксирована сторонами в совместном заявлении Киевского саммита», — считает Роман Шпек.

Политическими силами в Украине украинско-еэсовское соглашение об упрощенном визовом режиме часто демонстрируется в качестве иллюстрации достижений работы их правительств или министерств в отношениях Киева и Брюсселя. Документ используется даже в предвыборных роликах одной из политических партий. Но стоит ли украинской власти держаться за документ, если за его подписание и ратификацию Брюссель, не считаясь с национальными интересами и чувствами украинцев, требует уступку за уступкой?

Может быть, Киеву стоит отказаться от этого соглашения, тем более что упрощенный визовый режим касается только небольшой категории граждан? И может быть, стоит вновь вернуться к визовому режиму со странами Европейского Союза, дабы те почувствовали разницу. Кстати, подписанное, но не ратифицированное соглашение об упрощенном визовом режиме предполагает, что если Киев откажется от безвизового режима в отношении граждан стран–членов ЕС, то для них будут применяться такие же нормы документа, как и в отношении украинцев.

И последнее. Брюсселю стоит помнить, что его отказ от ратификации соглашения об упрощенном визовом режиме предоставит Украине полное право не ратифицировать соглашение с Евросоюзом по реадмиссии. Ведь эти два документа по настоянию еэсовской стороны шли в пакете. А для Брюсселя куда большее значение имеет решение вопроса с выдворением нелегальных мигрантов, нежели вопрос с бесплатными визами для журналистов или бизнесменов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно