Как не дать Путину вырвать победу из пасти поражения в Украине — Atlantic Council

Поделиться
Как не дать Путину вырвать победу из пасти поражения в Украине — Atlantic Council © The Moscow Times
Соединенным Штатам и их союзникам нужна стратегия, чтобы остановить российский экспансионизм и экономически ослабить российский режим.

Меняющая мир война Владимира Путина против Украины вступает во второй год. Следовательно, любая надежда на восстановление европейского порядка безопасности после холодной войны зависит от победы над Россией в Украине. Но это будет только первым шагом в продолжительной борьбе, требующей обновленной стратегии сдерживания.

Об этом говорится в статье Александра Вершбоу, ведущего аналитика Atlantic Council, бывшего посла США в НАТО, России и Южной Корее; помощника министра обороны США по международной безопасности и заместителя генерального секретаря НАТО. Эта статья адаптирована из речи Вершбоу в Парламентской ассамблее НАТО в декабре.

Мы, трансатлантическое сообщество вместе с другими демократиями-единомышленниками, сталкиваемся с долгосрочной стратегической конфронтацией с Россией — враждебными соперническими отношениями, которым нет преград и в которых даже скромные амбиции мирного сосуществования будут невозможны в течение длительного времени.

Природа режима Путина, его пренебрежение международным правом, жестокое подавление любого инакомыслия, отбеливание российской истории, а также одержимость Путина покорением своих соседей и восстановлением Российской империи — все эти факторы усложняют, а то и делают невозможным мирное сосуществование в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Даже если развитие событий на поле боя заставит Россию прекратить войну на относительно выгодных для Киева условиях, Путин не откажется от своих ревизионистских целей. Для путинской России Украина является нулевой точкой ее экзистенциальной войны против Запада. Свертывание военного конфликта вряд ли приведет к уменьшению усилий России в желании контролировать Украину другим способом, или доминировать над другими соседями, в частности, странами Балтии и другими членами НАТО и Европейского Союза (ЕС).

На самом деле, пока Россия будет пытаться восстановить свои уничтоженные войска, конфликт в невоенных сферах, вероятно, усилится. Информационная война, тайные действия, диверсии, энергетический шантаж, контрсанкции, поддержка пророссийских сепаратистов и другие гибридные атаки будут оставаться активными элементами российского инструментария против соседей и Запада. Для НАТО и Европейского Союза устойчивость к гибридным угрозам станет такой же важной составляющей, как укрепление обороны и сдерживания. И усилия по созданию такой устойчивости требуют значительно большей финансовой поддержки на национальном уровне и от Брюсселя.

Не дать Путину вырвать победу из пасти поражения в Украине

Хотя Россия сильно недооценила единство и решимость Запада, Путин все еще может надеяться, что общественность и парламенты союзников устанут поддерживать Украину и нести груз санкций. Также он надеется сломить волю украинского народа, бомбя гражданскую инфраструктуру страны. Война, которая, очевидно, продлится весной и летом 2023 года, может зайти в тупик. В таком случае Россия может рассчитывать на то, что некоторые союзники возобновят предложения по переговорам о замораживании конфликта с прекращением огня. И это станет первым шагом к более широкой «перезагрузке» отношений за счет Украины.

Лидерам Альянса нужно будет объяснить своим гражданам, что именно поставлено на карту, почему прекращение огня в нынешних условиях лишь поможет Путину вырвать победу из пасти поражения и почему жизненно важно сохранять санкции и снабжать украинцев современным оружием так долго, как это нужно, чтобы победить Россию и изгнать русские войска из украинских земель. В выступлениях президента США Джо Байдена в Киеве и Варшаве на этой неделе акценты были расставлены очень правильно.

Россия должна понять, что о нормализации отношений не может быть и речи, пока она снова не поддержит — как на словах, так и на деле — изложенные в Хельсинкском заключительном акте, Парижской хартии и Основополагающем акте Россия-НАТО базовые принципы.

Если Соединенные Штаты согласятся на меньшее, это лишь вдохновит россиян применить силу, чтобы снова изменить границы после перегруппировки и перевооружения. Лидер Китая Си Цзиньпин и другие автократы с радостью последуют примеру России, если Путин выйдет из этого конфликта безнаказанным, или с легкими последствиями.

Добиваться сдерживания, чтобы остановить русский экспансионизм

Чтобы предотвратить дальнейшее нанесение ущерба основанному на правилах международному порядку, Соединенным Штатам и их союзникам понадобится комплексная стратегия сдерживания, направленная на военное сдерживание России, повышение стоимости для России ее дестабилизирующего поведения и все большее отделение России от международного сообщества: политически и экономически, пока Москва снова не заслужит право считаться партнером.

Сегодня сдерживание представляет из себя политику провозглашенную Джорджем Кеннаном и принятой в начале холодной войны. Идея состоит в том, чтобы остановить российский экспансионизм, осуществить сильное контрдавление на попытки России расширить свое влияние, экономически ослабить российский режим и провести агрессивную информационную кампанию, чтобы взорвать внутреннюю поддержку. Конечной целью этой политики является содействие появлению сил, которые могли бы либерализовать режим и положить конец геополитической конкуренции, как это произошло во время окончания первой холодной войны в 1980-х и 1990-х годах.

На данный момент политика сдерживания выигрывает от того факта, что россияне после войны в Украине стали гораздо слабее в военном плане и более изолированы политически, хотя сегодняшняя Россия выигрывает от своего тесного союза с Китаем и того факта, что многие страны за пределами демократического Запада остаются в стороне.

Сдерживание сейчас также означает постепенный и длительный подход к продвижению внутренних конфигураций в России.

Хотя может пройти поколение, прежде чем произойдут такие изменения, когда российский народ сам потребует лидеров, готовых вернуться на путь сотрудничества и интеграции, от которого Путин отказался, мы должны быть готовы действовать быстро.

Военная сила и сплоченность Североатлантического союза являются основой эффективной политики сдерживания. Нам нужна скоординированная с НАТО и ЕС стратегия, чтобы дать отпор всем формам российского экспансионизма в Украине и за ее пределами, а также укрепить нашу устойчивость против обычных и гибридных войн.

В краткосрочной перспективе нам нужно однозначно взять на себя обязательства по обеспечению победы Украины. Мы должны помочь Украине осуществить успешное контрнаступление, усилив и ускорив поставки тяжелого вооружения, ударных систем большой дальности, противовоздушной и противоракетной обороны, которые могут нанести России поражение в ближайшие недели и месяцы. Вместе с тем, одновременно следует увеличивать экономическую и гуманитарную помощь.

Чтобы Украина победила, нам нужно ускорить процесс доставки оружия и возобновить производство наиболее необходимых систем, таких как высокомобильные ракетно-артиллерийские системы (HIMARS) и усовершенствованные беспилотные летательные аппараты. Это необходимо как для обеспечения новых побед для украинцев, так и для пополнения истощенных арсеналов союзников.

Нам следует четко определить, какое оружие мы предоставляем во избежание эскалации, однако нас не должно сдерживать русское бряцание оружием, мы не должны позволить себя запугать. Путин больше, чем мы, заинтересован в том, чтобы избежать прямого столкновения с НАТО и понимает, что любое применение ядерного оружия, даже «демонстрационный» удар, откроет ящик Пандоры и принципиально изменит характер войны.

Прямо сейчас своими варварскими ракетными атаками и ударами беспилотников по гражданской инфраструктуре именно россияне прибегают к эскалации и террору украинского народа.

На мой взгляд, пора пересмотреть наши собственноручно взятые на себя ограничения радиуса действия оружия и обеспечить системы, которые позволят Украине лишить россиян баз и возможностей для атак на инфраструктуру. Если россияне смогут безнаказанно наносить удар из Крыма или через российскую границу, они будут продолжать эскалацию и украинцы будут платить за это жизнями. Разрешить Киеву атаковать эти базы – это не эскалация, а законная самооборона.

Поставить на паузу Основополагающий акт Россия-НАТО

Кроме помощи Украине в победе, оборонным приоритетом номер один для НАТО является реализация решений Мадридского саммита в 2022 году по сдерживанию и защите от угроз территории союзников. Россияне понесли огромные потери в военной технике и живой силе. Но, как и Терминатор, они вернутся.

Согласно договоренностям в Мадриде, НАТО должен быстро перейти от передового присутствия до передовой обороны, нарастив вдоль восточного фланга силы, способные отразить любые попытки захвата территории, а не просто служить опорой. В частности, НАТО необходимо полностью выполнить решение о расширении на востоке боевых групп от батальона до бригады.

Создание новой модели вооруженных сил могло бы упроститься, если бы союзники объявили, что больше не скованы ограничениями Основополагающего акта НАТО-Россия относительно постоянного размещения значительных боевых сил, учитывая вопиющие нарушения Россией этого документа. Это позволит сочетать постоянное и ротационное развертывание, и это будет эффективнее, лишь сами по себе ротационные силы.

Действие Основополагающего акта Россия-НАТО может быть приостановлено, а не прекращено. Но нет смысла делать вид, что среда безопасности после вторжения России в Украину сравнима с средой безопасности в 1997 году, когда этот акт был подписан.

Учитывая бряцание Путиным ядерным оружием после вторжения в Украину, союзники также должны провести более серьезный пересмотр ядерной доктрины и политики НАТО, чем тот, что был отражен в недавнем обзоре ядерной политики администрации Байдена.

В дополнение к напоминаниям о «катастрофических последствиях» любого использования Россией ядерного оружия, мы должны быть уверены, что имеем достаточно широкий набор нестратегических возможностей, чтобы при любом сценарии победить российскую стратегию «эскалация ради деэскалации». В этом отношении разработка новой крылатой ракеты морского базирования с ядерным вооружением была бы ценным дополнением вооруженным силам США.

Это может стать еще одной сферой, в которой мы должны пересмотреть обязательства в соответствии с Основополагающим актом между НАТО и Россией и рассмотреть возможность привлечения большего количества союзников к договоренностям Альянса о распределении ядерной энергии. Отмена установленного НАТО ограничения по размещению ядерного оружия на территории его членов после холодной войны могло бы усилить сдерживание и сплоченность союзников путем распределения ответственности и рисков между большим их количеством.

Только повышение такой возможности может стать эффективным рычагом для того, чтобы убедить россиян принять ограничения на их нестратегическое ядерное оружие. Для Соединенных Штатов и НАТО ограничение российских нестратегических систем должно стать обязательным условием для любого преемника Нового договора о сокращении стратегических вооружений, известного как Новый СНВ. Своим недавним заявлением о том, что Россия приостанавливает исполнение договора, Путин поставил под сомнение его будущее.

Нацелить Европу на то, чтобы до 2030 года она на равных взяла на себя ответственность за коллективную оборону

Выполняя решение Мадридского саммита, НАТО должен двигаться к более сбалансированному распределению ответственности. Еще в преддверии промежуточных выборов в США в 2022 году среди республиканцев в Конгрессе росло беспокойство относительно распределения ответственности и того, что некоторые члены сообщества не вносят свою справедливую долю в Альянс. К президентским выборам в США  2024 года это может стать еще большей проблемой.

Европейские союзники могли бы предотвратить будущий трансатлантический разрыв, обязавшись наработать и развернуть до конца этого десятилетия не менее 50 процентов необходимых НАТО для коллективной обороны возможностей. Это также было бы разумным страхованием на случай, если Соединенным Штатам понадобится перенаправить часть своего подкрепления НАТО в Индийско-Тихоокеанский театр действий, чтобы справиться с китайским кризисом.

Это также позволит Европе первой реагировать на вызовы и урегулировать кризисы на периферии НАТО. Такой шаг стал бы четкой демонстрацией большей стратегической ответственности за Европу в ее собственном соседстве.

Поскольку НАТО укрепляет свои позиции сдерживания, Североатлантический союз должен взять на себя официальное долгосрочное обязательство помогать всем уязвимым соседям России усилить их собственные возможности сдерживания и устойчивость против кибернетических и других гибридных угроз. Это можно назвать "Инициативой безопасного соседства".

К сожалению, очевидно, что в обозримом будущем союзники также неохотно будут относиться к предоставлению членства в НАТО и гарантиям безопасности по статье 5 Украине, Грузии или любому другому бывшему советскому государству, независимо от того, насколько они достойны и подготовлены. Хотя членство в НАТО должно быть долгосрочной целью, еще одна хорошая вещь, которую союзники могут сделать сейчас, это обеспечить, чтобы эти уязвимые партнеры получили возможности, доступ к учебным программам и разведывательным данным, необходимые для сдерживания и, если необходимо, победы над российской агрессией. Обязательства по этому вопросу могли бы стать основой гарантий безопасности для Украины в рамках потенциального мирного соглашения о прекращении войны.

Убедиться, что сдерживание выходит за пределы защиты

Эффективная стратегия сдерживания должна быть направлена на максимизацию экономической и политической изоляции России. Экономическое обособление должно быть достигнуто посредством долгосрочной политики санкций в отношении российской экономики и выполнения шагов, направленных на преодоление зависимости Запада от российских энергоресурсов и сырья.

С точки зрения политической изоляции, нам следует относиться к России как к изгою или государству-изгою и избегать любого преждевременного возвращения к обычному положению дел. Мы не должны исключать будущих дискуссий по контролю над вооружениями и стратегической стабильности, однако должны считаться со сложностью переговоров о новых договоренностях с Россией, которая нарушила все существующие соглашения и повела себя безответственно, оккупировав Запорожскую атомную электростанцию на юге Украины.

Политически изолируя Россию, мы должны искать пути взаимодействия с российским гражданским обществом и растущим количеством политических оппозиционеров, действующих в эмиграции в соседних странах. Это должно включать усилия по подключению к следующему поколению потенциальных лидеров, чтобы дать ему понять: проблемы России связаны, прежде всего, с политикой режима, а не с российским народом.

Смерть Михаила Горбачева в прошлом году является напоминанием о том, что именно внутренние изменения положили конец первой холодной войне спустя сорок лет после ее начала. В этот раз может потребоваться десятилетие, но мы должны быть готовы сотрудничать с лучшей Россией, когда она появится.

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме