В апреле Конституционный суд признал неконституционным закон "О всеукраинском референдуме", принятый еще в 2012 году. Решение суда остановило возможность изменять Конституцию неконституционным способом путем проведения манипулятивного национального референдума, но вместе с тем государство получило серьезный законодательный пробел, пишут в своей статье для ZN.UA Юлия Кириченко и Богдан Бондаренко, эксперты Центра политико-правовых реформ.
Авторы напоминают, что согласно коалиционному соглашению, новый закон о референдуме должны были принять еще в 2016 году. Однако из-за бездеятельности парламента граждане лишены гарантированного им права на участие в национальном референдуме, поскольку закона, который обеспечивал бы реализацию этого права, нет. Ситуация с местными референдумами аналогичная - еще с 2012 года.
Вместе с тем, в материале отмечается важность качественного демократического законодательства относительно референдума, установления четкой процедуры его проведения. "Достаточно вспомнить последние примеры манипулятивных референдумов в Турции, Зимбабве, Беларуси и, наконец, в Крыму. Технологии этих референдумов отличаются, но последствием всех являются принятие запрограммированного решения и существенная фальсификация результатов. Референдум - это тот институт, к которому надо относиться с осторожностью, без чрезмерного романтизма", - говорится в статье.
По мнению авторов материала, при урегулировании предмета всеукраинского референдума по народной инициативе необходимо установить предметную и процедурную пригодность текстов, которые выносятся на референдум. Следует ограничиться вынесением на референдум только одного вопроса и запретить объединять референдум с проведением каких-либо национальных и местных выборов. Порядок формирования персонального состава окружных и участковых комиссий референдума должны обеспечить равное количество приверженцев и оппонентов вопроса, который выносится на референдум. Надо разделить информационное обеспечение проведения референдума и агитацию, говорится в материале
"Отечественные политики говорят о потребности провести референдум о вступлении Украины в ЕС и НАТО, об отмене моратория на продажу земли и т.п. Без урегулирования процедуры легальная практика их проведения невозможна", - отмечается в статье.
Подробнее об урегулировании законодательства о референдуме читайте в материале Юлии Кириченко и Богдана Бондаренко "Есть ли будущее у референдума в Украине?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".