Госдума РФ разработала механизм аннексии украинских регионов (документ) - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

Госдума РФ разработала механизм аннексии украинских регионов (документ)

3 марта, 2014, 15:03 Распечатать

"Применительно к регионам Украины речь идет не о части государства (как субъекта международного права и как аппарата обеспечения власти), а о части территории и ее населении, относительно недавно законодательно отделенной от России", - утверждают российские депутаты.

Депутаты российской Госдумы настаивают, что в вопросе о статусе Крыма и других русскоязычных регионов Украины определяющими являются не международные соглашения о территориальной целостности Украины, а волеизъявление жителей соответствующего региона.

Об этом говорится в пояснительной записке к проекту закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", текстом которой располагает редакция ZN.UA.

Российские депутаты отмечают, что необходимость принятия данного документа вытекает из обязательств Российской Федерации, предусмотренных Договором о дружбе и партнерстве 1997 года: "Согласно статье 11 данного Договора обе стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая законодательные, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости". При этом они признают, что Россия является гарантом территориальной целостности Украины согласно Будапештскому меморандуму.

При этом в документе отмечается, что в связи в последними событиями органы государственной власти Украины оказались в параличе, в результате чего "лишенные государственной защиты в своей стране, регионы Украины, большую часть населения которых составляют русскоязычные граждане, ищут способы отстоять свою самостоятельность, самобытность, обращаясь в первую очередь к России".

"Применительно к регионам Украины речь идет не о части государства (как субъекта международного права и как аппарата обеспечения власти), а о части территории и ее населении, относительно недавно законодательно отделенной от России. Исторически, как известно, в течение столетий эти территории позиционировались как часть единой страны - Российской Империи, затем - Советского Союза", - отметили авторы инициативы.

С учетом их законодательного отнесения в 1991 г. к другому государству в настоящее время преобладающее юридическое значение имеет именно волеизъявление соответствующего населения, подчеркивают российские депутаты.

"Следует при этом учитывать, что силовой захват Майданом власти группой лиц в Киеве с точки зрения международного права не является правомерным. С этих позиций Россия вправе даже сослаться на клаузулу rebus sic stantibus (коренное изменение обстоятельств) и прекратить действие ранее заключенных (на тот период - с легитимной властью Украины) международных экономических договоров", - говорится в документе.

Депутаты Госдумы настаивают, что предлагаемый законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и общепризнанным принципам международного права.

"В международной практике имели место случаи присоединения части одного государства к другому без заключения международного договора. Более того, требования о необходимости заключить такой договор с иностранным государством нет в международном праве. Согласно Уставу ООН, к числу общепризнанных принципов международного права относится принцип "самоопределения народов" (п. 2 ст. 1 Устава ООН)", - говорится в пояснительной записке.

"Самоопределение (например, Республики Крым) может быть выражено в результате референдума или иной формы волеизъявления населения соответствующей территории. В том числе: обращением Верховного Совета Республики к Президенту РФ; получением жителями Крыма гражданства России в упрощенном порядке и т.д.", - говорится в пояснительной записке.

Напротив, навязывание такому самоопределяющемуся населению требования договорного согласия всего государства (Украины) с самоопределением населения конкретного региона (Крыма) противоречило бы названному международно-правовому принципу самоопределения народов, отмечают депутаты.

Принятие в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта части иностранного государства предлагается осуществлять при соблюдении следующих условий:

1) в данном государстве отсутствует эффективная суверенная государственная власть, что делает невозможным для России заключение международного договора с ним,

2) вопрос о присоединении части иностранного государства к Российской Федерации получил одобрение на референдуме, проведенном на территории части иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства, либо легитимные органы государственной власти части иностранного государства обратились к России с предложением о принятии в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию,

3) Федеральное Собрание Российской Федерации принимает федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, которым регулируются все вопросы, связанные со статусом нового субъекта.

Комментарий ZN.UA

Следует отметить, что законопроект предусматривает лишь присоединение к России новых территорий, но не выход субъектов Федерации из ее состава.

Кроме того, намерение России в одностороннем порядке прекратить действие ранее заключенных международных договоров с Украиной противоречит положением упомянутого Договора о дружбе и положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

По утверждению авторов, в международной практике имели место случаи присоединения одного государства к другому без заключения международного договора. Действительно, 13 марта 1938 года был обнародован закон, согласно которому Австрия была включена в состав гитлеровской Германии в качестве земли.

Авторы законопроекта ссылаются на общепризнанные принципы международного права, на основании которых предлагается утвердить соответствующие изменения, в частности на принцип самоопределения народов. Однако Декларация о принципах международного права 1970 года устанавливает, что принцип самоопределения народов ограничивается принципом территориальной целостности государств. Целью такого ограничения является необходимость избежать сепаратизма с целью раскола государства. !zn

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >