Галина Герега: «Наказывать или объявлять перевыборы — не моя компетенция»

Поделиться
Вместе пройдем по следам компромисса Галины Гереги.

Какие были планы у Галины Гереги, когда она соглашалась на пост секретаря Киевсовета, а какие - у тех людей, которые предложили ей эту почетную должность, доподлинно известно только им. Мы же можем лишь догадываться, строить версии, констатировать факты и задавать вопросы.

«За время пребывания на посту Гереге удалось организовать четкую работу аппарата Киевсовета. Она сокращает чиновников, вникает в проекты решений, старается выдерживать процедуру, бережет время и даже кормит нас обедами», - рассказывают одни столичные депутаты.

«При этом амбициозная железная леди, некогда сумевшая построить национальную торговую сеть «Эпицентр и К», каковых не заимели ни Россия, ни Беларусь, ни Прибалтика et cetera, предпочитает держаться в тени. Главы администрации, уточняют другие. Не делать громких заявлений, не перечить, не выделяться…» Герега «посетила, открыла, поздрави­ла…» Вот, собственно, и вся скудная хроника деятельности секретаря самого большого совета страны.

Поэтому неудивительно, что, покинув кабинет Гереги, я долго не могла отделаться от ощущения внут­реннего дискомфорта, понимая существующее несоответствие масштаба должности секретаря Киевсовета с сознательно ущемленным уровнем амбиции человека, ее занимающего. Добровольно согласившегося на рамки обязательств и условий.

Судить, однако, вам. После того как мы вместе пройдем по следам компромисса Галины Гереги.

- Галина Федоровна, отдавая дань вашему стремлению навести порядок в работе Киев­совета, все-таки замечу, что администрирование - это только одна из функций секретаря. Вы еще и призваны координировать действия фракций представительского органа столицы, куда входят депутаты из различных политических сил. То есть вы - политик. Более того, именно в вашей должности сегодня сконцентрировано все оставшееся самоуправление Кие­ва. И не так давно вы даже возглавили союз секретарей местных советов Ассоциации городов Украины (АГУ). Тем не менее, со дня вашего назначения прошло девять месяцев, а на свет появилась только администратор-исполнитель Герега, обслуживающая КГГА, но никак не влиятельный столичный политик. И тем более не борец за местное самоуправление.

- Если секретарь местного совета хочет наладить эффективную работу, хочет чтобы важные для города решения принимались, он должен исключить политику из своей работы. Я много общалась с секретарями других городов и все говорят о том, что политизация - одна из главных помех в работе советов. Я старалась этого избежать и соответствующим образом настраивала депутатов: хотите заниматься предвыборной кампаний, делайте это вне стен Киевсовета.

Что касается отношений с КГГА, то у нас налажена конструктивная работа. Александр Павлович и любой из его заместителей всегда идут на диалог.

Я считаю, что Киевсовету нужен не секретарь-политик, а секретарь-администратор, который наладит работу с КГГА, со всеми депутатскими фракциями, в самом секретариате.

Посмотрите, как сегодня работает Киевсовет. Исчезли драки и ссоры, мы принимаем по 200 решений на каждом заседании. За последние 9 месяцев Киев­совет утвердил множество важных для города программ, касающихся энергосбережения, образования, электронного управления, туризма. Принят очень важный для города документ, над которым администрация и Киев­совет работали более полугода - Стратегия развития Киева. На очереди - Генплан. Более того, мы качественно изменили механизм рассмотрения земельных вопросов. Теперь депутаты голосуют как за разрешение на разработку проектов землеустройства, так и за выделение участка. То есть процесс выделения земли стал более прозрачным. Мы своевременно реагируем на протесты прокуратуры.

Поверьте, очень нелегко наладить работу в Киевсовете и проголосовать за все те основополагающие решения, о которых я уже сказала, при наличии 15 (!) депутатских фракций и групп. А объединение фракций и групп для решения важных для города вопросов - это уже и есть та самая политика, о которой вы говорите.

- Но почему вы, секретарь Киевсовета, не нашли аргументов для того, чтобы остановить эти центробежные процессы?

- А каким образом я могу повлиять на депутата, который строит какую-то свою политическую перспективу и создает депутатскую фракцию? Я должна действовать в рамках закона. Опираясь на него, я дала поручение комиссии по вопросам регламента предоставить вывод о законности формирования фракций. Согласно действующему законодательству, депутатские фрак­ции местных советов должны быть сформированы на партийной основе. Все остальные депутатские объединения фактически имеют статус депутатских групп, и лишь тогда, когда количество депутатов в них превышает пять человек. То есть в Киев­совете должны быть лишь 6 депутатских фракций и 3 депутатские группы.

Таков был и вывод комиссии, которая рекомендовала депутатам привести статус своих объединений в соответствие с законом. Но я не могу сказать, что подобное политическое разнообразие Киевсовета как-то влияет на слаженность его работы.
Я предпочитаю четко наладить процесс, сделать прозрачными механизмы принятия решений. Я должна подавать депутатам пример компетентности и профессионализма. Центром принятия решений является Киевсовет, а не его секретарь.

- Но когда вам прямо в зал позвонил заместитель главы КГГА Пузанов, вы вместо прошедшего все комиссии и уже утвержденного Киевсо­ветом решения (касающегося размещения рекламы в столице) внесли на переголосование абсолютно другой текст, озвученный с голоса. Согласитесь, это разные ве­щи, когда реклама идет через профильное управление КГГА, и когда она проходит через коммунальное предприятие, подконтрольное одному из замов руководителя администрации…

- Никаких звонков от Пуза­нова я не получала ни до заседания, ни во время. Этот вопрос долго и сложно обсуждался. Депутаты сами запутались. Мне­ния разделились. Состоялось голосование. Однако не все предложения оказались учтены. Под конец заседания депутаты внесли предложение поставить этот вопрос на переголосование.
По регламенту они имеют на это право. Но это был тот же самый проект решения, а не новый.

- Но ведь тонкость работы секретаря, как раз и состоит в этом: что и когда поставить на голосование. Или переголосование. У вас это превосходно получилось. Правда, теперь оппозиционные фракции оспаривают это решение в прокуратуре.

- Еще раз повторю: я не могла не учесть мнение большей части зала. Может, здесь и пересекались интересы отдельных депутатов. Я не знаю. Мне вообще не интересно, кто за каким вопросом стоит. Я отвечаю за процедуру и регламент. Ко мне иногда обращаются депутаты по поводу переголосования того или иного решения. И хотя я не одобряю такую практику, у меня нет полномочий игнорировать регламент.

- А как быть с временной комиссией по МАФам во главе с заинтересованными и согласованными в высоких кабинетах КГГА Пабатом и Дмитруком? Она, по сути, подменила действующую. Чем не угодила-то профильная комиссия по торговле? Тем, что не поддерживает идею возвращения к тому, с чем КГГА до недавнего времени публично боролась? Тем, что она против 35 тысяч хаотичных торговых точек?

- Комиссия по торговле рассмотрела этот вопрос и поддержала. В то же время, во временную контрольную комиссию по МАФам вошли не только депутаты, а и представители профильных управлений КГГА, представители малого и среднего бизнеса. Цель ее создания - максимально изучить и учесть все мнения. Сейчас сложная экономическая ситуация не только в столице, и мы не можем себе позволит пойти на конфликт с предпринимателями и потерять поступления в бюджет.

- Ну, это только ваше мнение. По поводу работы «с колес». Некоторые вопросы приходят в зал Киевсовета действительно «с колес». Тот же бюджет.

- Во-первых, депутаты могли ознакомиться с проектом бюджета задолго до его принятия. Во-вторых, как только бюджет страны был принят, и исполнительный орган подал проект столичного бюджета в Киевсовет, депутаты сразу же получили его в электронном виде. Было двое суток, чтобы разобраться с документом, и те, кто хотел, успел это сделать. Я сужу по тому количеству предложений и изменений, которое было внесено. Благодаря оперативной и согласованной работе комиссии по бюджету и управления финансов КГГА, город получил действительно сбалансированный документ. Показательный факт: 29 декабря на рассмотрении бюджета присутствовали 105 депутатов. Несмотря на грядущие каникулы.

Я считаю, что бюджет 2012 оказался самым реалистичным за последние 5-6 лет. Да, есть проблемы. Всего миллиард выделяется из госбюджета на исполнение функций столицы. Но ничего, будем продолжать диалог с Кабмином, искать собственные источники наполнения бюджета. Продажа земли, да те же МАФы, наконец, дадут более 50 миллионов гривен.

- Еще одно спорное решение - «Киевэнерго». Летом вы говорили, что не вынесите вопрос о концессии в зал, пока не изучите проблему и не выработаете четкую позицию. Выработали?

- Мне кажется, что на сегодня этот вопрос потерял свою актуальность. Может быть в силу того, что в Киевсовете пока нет готовности проголосовать за это решение.

- Есть информация, что Бан­ковая предложила КГГА оптимизировать свою структуру на 40%. Это - существенное сокращение. Понятно, что данный проект решения будет вынесен на сессию. Как вы на это смотрите?

- Действительно, такой проект решения будет рассматриваться на одном из ближайших заседаний. Но оптимизация структуры - это не инициатива Банковой, подобный раздел есть в Стратегии развития Киева.

Я сама, начиная работу, столкнулась с чрезмерным бюрократизмом в работе Киевсовета, поэтому понимаю желание Попова искоренить это явление в КГГА, заставить систему работать более четко и эффективно. Перед городом стоит важная задача - воплощение Стратегии развития Киева до 2025 года. Ее успешная реализация во многом зависит от профессиональной и слаженной работы городских властей. Я думаю, этот факт и заставил Алек­сандра Павловича принять такое решение.

- Как часто ваше мнение расходится с мнением в зале? Как часто ваш голос не является решающим на президиуме? Некоторые считают, что такая у вас страховка - всегда соблюдать свою правильную позицию. В то время как зал в коллективно-безответственном порыве голосует так, как надо.

- Моя страховка - четкое соблюдение норм регламента. Любой проект решения проходит строгую предварительную процедуру. Если есть замечания у юридического управления, я всегда обращаю на это внимание депутатов. Да, бывают расхождения в позициях. Например, я не была солидарна с залом в вопросе относительно строительства на Печерской площади и голосовала за удовлетворение протеста прокурора. Но я понимаю, что какое-то альтернативное решение нам все равно придется принять. Более того, я всегда голосую за удовлетворение протестов прокурора. Кроме тех, конечно, в отношении которых есть судебные решения. За время моей работы было удовлетворено 35 протестов прокуратуры, 31 касался земельных вопросов. Отменено 16 решений о выделении земельных участков. Если Киевсовет какие-то решения принимал с нарушением норм закона, то их нужно отменять.

- Почему вы не создаете свою депутатскую группу в Киев­совете?

- А зачем мне это? Совет работает, принимает решения. Идет диалог со всеми депутатами и фракциями. У меня нет такой потребности. Я считаю, что Киев­совет, несмотря на то, что он состоит из политических сил, является, прежде всего, хозяйст­венным органом. У всех депутатов должна быть одна цель - сделать свой город лучшим.

- Вы будете баллотироваться в Киевсовет?

- Пока об этом не думаю. Первостепенные задачи - Евро-2012, реализация Стратегии развития Киева. Все остальное - потом. Но я слежу за сообщениями в медиа. И как видите, в опубликованных списках не числюсь.

- Как, вы, кстати, относитесь к этим спискам?

- Я думаю, что все еще будет меняться. Но если отдельные депутаты подтверждают, что это на самом деле так, и они будут баллотироваться по тому или иному району, значит, политики действительно уже готовятся к выборам.

- А вы так отчаянно сторонитесь политики в силу внутренних убеждений? Или все-таки первоначальных договоренностей? Секретарь совета, исправно подписывающий бумажки и ни на что не влияющий… Человек с такой репутацией будет востребован?

- Поверьте, в самом деле сложно заработать репутацию аполитичного и честного секретаря Киевсовета. Вы же сами общались с депутатами, знаете, что они обо мне говорят. Я очень не хочу потерять их доверие, не хочу подорвать репутацию, которую выстроила за десятки лет. Мне кажется, займись я одной только политикой, это может произойти.

- Галина Федоровна, но вас уже начали сравнивать с Яловым, считавшимся «тенью Омельченко». Вам, что комфортно в тени Попова?

- У нас с Александром Павловичем очень тесное сотрудничество и полное взаимопонимание, поэтому я не чувствую себя в его тени. Это вы высшей степени профессиональный, порядочный, интеллигентный человек. Мне весьма комфортно с ним работать.

- Подобное единодушие всегда вызывает вопросы. Тем более, если речь идет об администрации и (заметьте) органе местного самоуправления, ключевым представителем которого вы являетесь.

- Все просто. У нас единые взгляды на город и его будущее. И я считаю это большой удачей. Когда я пришла в секретариат Киевсовета, между КГГА и Киевсоветом существовали крайне напряженные отношения. Для меня это выглядело удивительным. Ведь Киевсовет и его исполнительный орган - это единая система, единый механизм. Этот механизм способен эффективно работать только тогда, когда налицо тесное сотрудничест­во, когда существует обмен мнениями. Что делить, если цель одна - развивать город.

- Учитывая, как правящая партия обошлась с местным самоуправлением (в Киеве в том числе), есть что делить. Вы возглавляете Союз секретарей местных советов АГУ, и в тоже время спокойно рассказываете, как отправляете на подпись документы изолированному (от власти, а не от кресла), предусмотрительно не наказанному мэру Черновецкому. Как вы оцениваете подобную ситуацию?

- А как, по-вашему, эту ситуацию может изменить секретарь Киевсовета? Я лишь могу пытаться поступать так, чтобы реалии не мешали работе Киев­совета, чтобы необходимые решения принимались, а город не страдал от политических конф­ликтов.
Что касается Леонида Ми­хай­ловича, то мы постоянно держим с ним связь. В основном мы работаем в телефонном режиме. Мэр интересуется отдельными решениями. У него работает пат­ронатная служба, советники. Все решения подписываются. На самом деле отсутствие мэра не влияет на работу Киевсовета.

- Но вы же сами говорили, что любите, когда все по закону. Виноват - значит должен быть наказан. Если наказан - отставка и перевыборы. И не 15 июля, как надо партии власти и рейтингу Попова, а по закону. Иначе нельзя построить новый Киев.

- Я занимаюсь своей работой. Наказывать или объявлять перевыборы - не моя компетенция. С точки зрения интересов киевлян, я сегодня должна сделать все, чтобы нужное городу решение было не только принято, но и реализовано.

- Галина Федоровна, прошедший год принес вам немало полезного. В бизнесе, в том числе. Вы открыли 9 торговых центров (больше 300 тыс. м торговой площади). В планах на 2012 - еще пять ТЦ. Вы купили 35% акций «Киевметалпрома», стали генеральным спонсором будущего первенства Европы по футболу. К 2013 году соб­рались выйти на IPO. Это, с одной стороны. С другой, мы с волнением наблюдали за «маски-шоу» в одном из ваших торговых центров. А потом читали сводки о вашей возможной отставке…

- Во-первых, я уже 9 месяцев не занимаюсь работой в компании. Всю информацию, которая вас интересует, вы можете получить у генерального директора. Скажу только одно: в своем вопросе вы уже дали ответ. Компания развивается.

- IPO - это определенная страховка. А то вся страна летом гадала, что стоит за проблемами «Эпицентра»? Справедливая претензия на предмет контрабанды и занижения налогов на таможне? Политическое давление? Или актуальная нынче просьба «поделиться бизнесом?

- Я уже говорила: действительно, проходили проверки. Но проверки проходят ежегодно. Вопросы в основном касались поставщиков импортного товара, а у «Эпицентра» их более трех тысяч. И компания не отвечает за их работу.

- Но среди этих компаний есть и аффиллированные.

- «Эпицентр» развивает собственное производство, но выстроить полный цикл пока нереально. Компания всегда делала ставку на национального производителя, создавая ему все условия для реализации товаров. Повторяю, никакой контрабандой «Эпицентр К» не занимается, налоги платит в строгом соответствии с законом.

- Что-то изменилось в вашем бизнесе после этих проверок?

- А что могло измениться?! Компания работает и развивается.

- Уверена, что многие украинские компании мечтали о статусе это генерального спонсора Евро-2012. Кто выступал в роли лоббиста?

- Для того, что бы потратить деньги, надо еще и лоббировать? Компания «Эпицентр К» уже четвертый год является титульным спонсором украинской футбольной премьер-лиги. Предс­тавители УЕФА обратили на это внимание и сами предложили «Эпицентру К» стать национальным спонсором. Предложение, показалась очень интересным, и не только в плане рекламы. Компания в данном случае думала не только о своем имидже, а и о имидже Украины.

- И сколько вы тратите на имидж?

- Я могла бы озвучить эти суммы, но согласно договору, подписанному с УЕФА , не имею права. Это - коммерческая тайна.

- А согласно «договору» с Союзом секретарей советов АГУ, вы должны защищать местное самоуправление. Возвращаюсь к главной теме.

- Я могу подтвердить, что хочу и буду защищать местное самоуправление.

- Каким образом? Если мэр - декоративный, исполнительная власть - у назначенного президентом чиновника, райсоветы - распущены…

- Несколько месяцев назад проходили международные муниципальные слушания по развитию местного самоуправления, на которых присутствовал президент. Ему задавали вопрос о развитии местного самоуправления, и он ответил, что децентрализация власти является одним из главных приоритетов. Думаю, мы придем к этому. Разумеется, мы не сидим, сложа руки, в ожидании решений центральной влас­ти. От Союза секретарей Украины, который я возглавляю, подаются предложения и в Верховную Раду, и в Кабинет министров. Не так давно мы инициировали обращение к Литвину и Азарову, в котором говорили о необходимости пересмотра финансовых отношений между регионами и центром. Я намерена и в дальнейшем тесно сотрудничать с Ассоциацией городов Украины, с секретарями городских советов и отстаивать местное самоуправлении в Украине.

- Намерены ли вы отстаивать и возвращение к сбалансированной системе управления Киевом? Кстати, пакет законопроектов готовила АГУ.

- И это тоже.

- Но только в том случае, если будете баллотироваться в парламент?

- Я не исключаю подобного развития событий.

- Ну, тогда логично вас спросить: вы каким-то образом оцениваете происходящее в стране? Процесс над Тимо­шенко. Давление на бизнес. Поборы на таможне. «Совер­шенствование» налогового кодекса, приводящее к тому, что налоги идут в обход бюджета… Какую страну пойдет строить мажоритарщик (списочник) Герега?

- Вы знаете, меня все-таки больше интересуют экономические вопросы. Я экономист по образованию. Я не политик по духу. Я еще настолько далека от этого. Вот вы назвали мне дату выборов в Киеве, а я впервые ее слышу...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме