«ЭТО НАСТОЯЩАЯ ТЕМА: ОСТРАЯ, НЕУДОБНАЯ, НЕБЕЗОПАСНАЯ!..» СЧИТАЕТ ГЛАВА СОЮЗА ЛИДЕРОВ МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ УКРАИНЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЛУГАНСКОГО ОБЛСОВЕТА, СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ПРЕЗИ - Политическая ситуация в Украине. Новости, обзоры, аналитика, эксклюзивы. - zn.ua

«ЭТО НАСТОЯЩАЯ ТЕМА: ОСТРАЯ, НЕУДОБНАЯ, НЕБЕЗОПАСНАЯ!..» СЧИТАЕТ ГЛАВА СОЮЗА ЛИДЕРОВ МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ УКРАИНЫ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЛУГАНСКОГО ОБЛСОВЕТА, СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРИ ПРЕЗИ

7 июля, 2000, 00:00 Распечатать

Первого июня Комиссия по разработке Концепции государственной региональной политики при Президенте Украины в целом одобрила результат более чем полугодичной работы соответствующей рабочей группы...

Первого июня Комиссия по разработке Концепции государственной региональной политики при Президенте Украины в целом одобрила результат более чем полугодичной работы соответствующей рабочей группы. Текст Концепции, в который на данный момент еще продолжают вноситься изменения, основан по большей части на разработках, представленных членами и группами экспертов Союза лидеров местных и региональных властей Украины.

Таким образом можно утверждать, что начало реальному реформированию в области региональной политики государства положено.

В то же время вокруг темы региональных реформ в последнее время ломается особенно много копий. Процесс этот — поистине многогранен, как и каждое политическое действо в нашем Отечестве.

Прежде всего бросается в глаза тот странный факт, что пресса старательно обходит молчанием названия и роль двух организаций — Союза лидеров местных и региональных властей Украины и Ассоциации городов Украины в упомянутом процессе. А ведь именно эти организации, как свидетельствуют материалы конференций, многочисленные документы экспертных групп и, главное, Декларация Президента Украины и Союза лидеров «О совершенствовании государственной региональной политики», — стояли у колыбели начинающихся ныне реформ.

С другой стороны, небезынтересно, что в последние месяцы, после подтверждения Президентом курса на экономические и политические реформы в регионах, а особенно — после информации о том, что при Администрации, возможно, будет создан специальный орган для реализации новой региональной политики, — появилось множество организаций и даже частных лиц, стремящихся предложить свой вариант региональной Концепции. Большинство их, к сожалению, либо до странности напоминают тексты от Комиссии или Союза лидеров, либо в конечном итоге сводятся к предложению оставить в регионах все, как есть...

Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, я решил обратиться за комментариями к представителю одного из «первоисточников» — главе Союза лидеров местных и региональных властей Украины, председателю Луганского облсовета и, что особо важно, сопредседателю Комиссии по разработке Концепции государственной региональной политики Виктору Николаевичу Тихонову. Тем более, что он только что вернулся с VII конференции Конгресса региональных властей Европы и готов был рассказать, как же именно проблемы регионального управления решаются «у людей».

— Итак, Виктор Николаевич, с какими впечатлениями вы приехали с европейского Конгресса? И в какой степени происходящее в Украине соответствует европейским тенденциям?

— Основное впечатление — что мы на правильном пути. Союз лидеров, Ассоциация городов, сама Комиссия при Президенте Украины. Получилось практически так, что за полгода группы экс- пертов Союза лидеров и Ассоциации проделали работу, на которую европейские страны, входящие в Конгресс, тратили по нескольку лет.

Сейчас произошел буквально прорыв Украины в этот важный орган Евросоюза. Все 12 человек нашей делегации вошли в палаты и комитеты Конгресса, а мэр Львова, Василий Степанович Куйбида, — был избран заместителем председателя Конгресса и членом бюро. Заметьте: это при том, что до того Украина в Конгрессе была представлена лишь наблюдателями, а «украинский вопрос» никогда Конгрессом не рассматривался.

Такое внимание Конгресса к Украине не случайно: ситуация в Украине становится особенно актуальной для Конгресса после того, как в Польше, Чехии, Словакии, прибалтийских странах реформы на региональном уровне уже пошли. С другой стороны, наша сегодняшняя Концепция практически концентрирует опыт регионального строительства тех стран, по которым в рамках Конгресса уже не один год работали специальные комиссии. Конечно, с учетом украинских условий. Но каковы бы ни были различия, это подтверждает, что мы на правильном пути, и что основные положения нашей Концепции вполне совпадают с общеевропейским пониманием неизбежности и перспектив регионального развития.

— То есть общие рекомендации к региональному управлению Конгрессом уже выработаны?

— Не совсем. Они еще разрабатываются в рамках документа, который носит название «Европейская Хартия местного самоуправления», однако основные тенденции и направления уже понятны. Более того — не только в европейском, но и в мировом масштабе. А конкретные рекомендации оформляются Конгрессом для каждой конкретной страны.

— И каковы же эти общие тенденции?

— Во-первых — усиление регионализации и местного самоуправления, во-вторых — структурное укрупнение мелких формирований до обретения ими достаточной экономической базы, в- третьих — больше власти регионам... То есть те же проблемы и решения, которые Союз лидеров описал в собственной Концепции. Заметьте также, что совершенно новый для нас вопрос — о формировании бюджета «снизу вверх» и гарантии самообеспечения региона — в европейских странах повсеместно уже решен.

— А на практике процентное соотношение бюджетного распределения между регионами и центром также соответствует разработкам Союза лидеров для Украины?

— Да, потому что нигде в Европе вы не найдете такого, чтобы в регионах оставалось меньше 40—50% собираемых на местах налогов, — это однозначно. Больше — бывает, меньше — нет. Это только у нас центр боится «потерять копейку» и из-за чрезмерной этой боязни отбирает у регионов все средства и обрекает их на полуголодное существование, на 20 — 25 процентов от собранных средств. Вот и закрываются школы, акушерские пункты, целые села вымирают.

— «Центр» — это кто? Киев?

— Я имею в виду бюрократические, распределительные структуры. Все эти комитеты, которые панически боятся оторваться от бюджетного источника, попасть в реальный мир, оказаться перед необходимостью заниматься зарабатыванием средств вместо их изымания и распределения.

Полемика, возникшая в Комиссии, очень четко показала тенденции. Кабинетные ученые, академические финансисты и специалисты из других сфер — к примеру, энергетики — пытаются сейчас диктовать практикам, тем, кто реально работает в регионах и собственными глазами видит реальные проблемы. Я ничего не имею против хорошей теории, но следует четко понимать, что сегодняшние рекомендации некоторых горе-экспертов идут против мировых и европейских тенденций, направлены на консервацию существующего бедственного положения регионов и людей в регионах. Такие эксперты либо не в курсе реальной ситуации, либо просто боятся что-то менять, боятся самой мысли о внесении каких-то изменений в Конституцию.

Но ведь не страна для Конституции, а Конституция — для людей, для страны! Важно понять, что в Украине не происходит ничего принципиально нового: изменение структуры регионов, урбанизация, кризис малых населенных пунктов и коммун — общемировой процесс. Например, во Франции в некоторых коммунах осталось сегодня по нескольку десятков человек. Но правительства стран просто принимают адекватные ситуации решения — они имеют волю принимать такие решения. Потому что, собственно говоря, здесь нет выбора: или вы приходите к необходимости адекватных времени и естественным процессам изменений в государственной структуре, или получаете сначала диспропорции и отставание в региональном развитии, а затем — и масштабный кризис.

— Может быть, весь вопрос в административной реформе? В элементарной боязни лишиться места? Роли? Лавров?

— Конечно. Но самое любопытное здесь — что ни региональная, ни административная реформы не предусматривают немедленного сокращения штатов, ликвидации каких-то структур. Ведь региональная реформа — это план на очень длительную перспективу. Та же Франция, к примеру которой мы здесь обращались, планирует реформировать систему коммун только через 10—15 лет. И многие положения нашей Концепции — возможно, как раз наиболее революционные — тоже рассчитаны отнюдь не на немедленное внедрение. Так что в этом контексте я вспомнил бы скорее об испанских реформах Хуана Карлоса в постфранкистскую эпоху: старому генералитету король предоставил массу возможностей и достаточно времени для маневра. В результате изменения прошли постепенно и бесконфликтно, без стрельбы и жесткой конфронтации...

— А как на ситуацию реагирует наш Президент? Ведь именно он явился одним из основных инициаторов разработки новой Концепции регионального развития?

— Еще раз напомню, что в основе деятельности Союза лидеров лежит именно Декларация об усовершенствовании государственной региональной политики. Буквально на днях, выступая на съезде УСПП, Президент еще раз подчеркнул, что стоит за коренную регионализацию, за передачу больших прав регионам, каково бы ни было противодействие центральной бюрократии. И при личной встрече, которая состоялась после принятия Концепции, он подчеркнул, что мы идем правильным путем, и что Концепция наша будет рассмотрена на Совете регионов и будет внедряться в жизнь.

Конечно, это будет сложно. Придется поменять не один десяток законов, придется преодолеть бешеное сопротивление, придется еще не один раз сталкиваться с попытками развернуть, выхолостить процесс реформ, оставить все так, как привычно с советских времен. Но время и общемировые процессы работают на нас. А теперь мы имеем еще и мощную поддержку: ведь европейский Конгресс обладает прекрасным аппаратом — там более двух тысяч профессиональных ученых, аналитиков, юристов — и значительными средствами. Значит, можно объединять силы.

— Давайте вернемся еще к первоиюньскому заседанию Комиссии по разработке Концепции государственной региональной политики. Тенденции и перспективы — это хорошо, но ведь обстановка была настолько накалена, что, не будь вашего заключительного выступления, ситуация с принятием плана реформ в регионах могла бы повернуться совершенно иначе. Практически бюрократия имела все шансы «завалить» новую Концепцию на неопределенный срок. А ведь речь идет о вопросах, жизненно важных для всей страны. Имеется ли путь «минимизации рисков»?

— Да, и он известен: это создание небольшого, всего в несколько человек, но специализированного органа, который постоянно будет заниматься внедрением новой Концепции государственной региональной политики. Причем — не при Кабмине, где его моментально забюрократизируют, «обездвижат», а затем и вообще удушат при очередной смене кабинета, а в Администрации Президента. А опираться эта структура будет и впредь на живые, действенные, сильные общественные организации, которые не по приказу возникли, а от необходимости, — Союз лидеров, Ассоциацию городов, на экспертные группы, международные институты.

Ну, и на прессу, конечно — газеты, радио, телевидение. Нельзя замалчивать процесс региональных реформ. Нужно открыто рассказывать, как он идет, с какими сталкивается трудностями, кто и почему этому процессу сопротивляется. Нужно ехать в регионы и показывать, что делается на местах, в селах, районах; до чего доведены люди в самой глубинке централизованным государственным распределением ресурсов. Это тема, ребята. Настоящая журналистская тема — острая, неудобная, небезопасная. Но зато она куда нужнее освещения кулуарных столичных склок. Так что вам, журналистам, я тоже желаю успеха на пути региональных реформ!..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно