ЕСТЬ ЛИ ПУТЬ К ВОСХОЖДЕНИЮ?

28 января, 2000, 00:00 Распечатать

На рубеже веков мы, украинцы, как ни- когда нуждаемся в адекватной нашему народу, своей национальной идее, в мудрых духовных пастырях, в четких продуманных планах на будущее...

На рубеже веков мы, украинцы, как ни- когда нуждаемся в адекватной нашему народу, своей национальной идее, в мудрых духовных пастырях, в четких продуманных планах на будущее. Все это нужно потому, что все, что мы прошли и прожили на протяжении ушедших веков, вряд ли может нас удовлетворить и в моральной, и в материальной нашей сути; слишком долгое время, веками мы были жертвами жестоких соседей, наше национальное содержание неоднократно было изломано, а дух угнетен.

Поэтому сейчас главным вопросом для нас является: есть ли путь к восхождению Украины на уровень развитых держав мира, какие необходимые условия и предпосылки мы имеем для этого или, может быть, наша страна обречена постоянно находиться в состоянии нестабильности, неудач, социальной депрессии и неуверенности?

НАШИ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

Этногенез украинцев глубоко изучен, о нашей стране документальная история пишется с VI — IV веков до нашей эры. Северное Причерноморье было заселено сменявшими друг друга племенами киммерийцев, скифов, сарматов. О первой государственности на просторах нашей страны писал Геродот, исторически фиксируя большие племенные образования под главенством скифского царя Атея. Их ареал — от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона, они жили по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья, они говорили на общем для всех племен языке.

Вторая половина I тысячелетия — период яркого проявления государственности восточных славян. На территории современной Украины жили различные племена — поляне, северяне, волыняне, древляне, бужане, тиверцы. К VI — VII вв. было создано Полянское княжество с центром в Киеве, первым князем которого был Кий. А уже на рубеже VIII и IX веков в Среднем Приднепровье сложилось государственное образование «Русская земля», предшествовавшее созданию во второй половине IX века древнерусской Киевской Руси. Характерные её особенности — быстрые темпы социально-экономического развития, хозяйства, культуры.

Киевская Русь — зародыш и центр христианского православия, к концу тысячелетия она стала одной из ведущих стран средневековья. Свидетельства тому — походы Игоря (900 годы) на Кавказ, Константинополь, международные связи с Византией, Францией, Венгрией и другими странами. Государство Киевская Русь включало территории, где в дальнейшем сформировались также русский и белорусский народы.

История Украины II тысячелетия более сложная, противоречивая. В XII веке закончился раннефеодальный этап истории Киевской Руси. Еще XII и XIII века сохранили общерусскую форму правления с ведущей ролью и значением киевского престола. Длительное время традиционным символом целостности Руси, главным городом страны, ее экономическим, культурным, идеологическим центром являлся Киев. В последующие полтора-два века феодально-княжеская раздробленность государства, татаро-монгольское иго прервали его существование. В XII—XIV вв. по соседству с юго-западными землями Киевской Руси окрепли спасенные Русью от золотоордынского ига государства Литва, Польша, Венгрия. Иноземные захватчики, в т.ч. Крымское ханство, султанская Турция, своей практически непрерывной агрессией на протяжении многих десятилетий подавляли государственность страны, уничтожали города и села, угоняя тысячи наших предков в рабство. Именно тогда, в конце XV в., будучи защищенным с юга и юго-запада от агрессоров исконным народом Украины, завершило свое формирование Российское центральное государство, столицей которого стала Москва. Московская государственность, таким образом, возникла в тяжелейшие для украинского народа времена, когда набеги агрессора на нашу родину с юго-востока, с юга, с запада были столь же непрерывны и разрушительны, сколь и равнодушие и отсутствие помощи нам со стороны родственного славянского государства с севера.

В это же время, XIV и XV вв., украинский народ выступил как отдельная самостоятельная этническая общность, как народ со своим языком, территорией, особенностями экономической жизни и самобытной культурой.

В условиях международной изоляции и враждебности соседей украинский народ постоянно демонстрировал твердость духа, способность к историческому выживанию. Именно тогда возникло казачество, которое являло не только военную силу, но и признаки государственности. В XVI в. такой была Запорожская Сечь (по Марксу, «казацкая республика»). XVII век продемонстрировал новую попытку создания украинской национальной государственности — освободительная война украинского народа против южных и западных соседей-завоевателей под руководством Б.Хмельницкого. К сожалению, под давлением непреодолимых обстоятельств Переяславская рада на несколько веков перечеркнула надежды украинского народа на государственную независимость и сделала нас удивительным образом «младшими братьями» русского народа, хотя вся многотысячелетняя история народов, населявших территории современной Украины, говорит об обратном, а именно — об исторической первичности украинского народа среди всех славянских.

Начало ХХ века, а именно 1918 г., ознаменовалось еще одной попыткой украинцев создать собственное государство — Украинскую народную республику во главе с М.Грушевским.

Даже этот небольшой исторический экскурс говорит, что государство Украина имеет 2,5- тысячелетнюю полнокровную историю; ее государственность — не неожиданна и не случайна, она восходит к давним периодам человечества, к тем его временам, когда народ Украины имел государственность одним из первых в Европе, когда ее не имели народы ныне развитых и процветающих держав. Постоянное стремление нашего народа к оформленной своей государственности было вызвано не стремлением к покорению других народов, но исключительно необходимостью сохранения своей самостоятельности, цельности, независимости.

В конце второго тысячелетия украинский народ сочетает в себе две характерные черты.

Первая. Он обладает исключительным опытом исторического развития нации, прошедшей и взлеты, и падения, опыт восстановления утерянного, сохранения нации в условиях жестокой эксплуатации захватчиками, потерь и неоднократного восстановления государственности, отчаянной борьбы за выживание практически со всеми историческими и географическими соседями, смотревшими на наш край как на свои колонии, с беспощадным разорением наших людских и природных ресурсов опустошительными набегами завоевателей.

Вторая черта. Обретенные в конце века долгожданные свобода и независимость удесятеряют силы нации на пути создания мощного современного европейского государства. Что возобладает — стереотипы исторического невезения или жизнеутверждающий дух народа, т.е. сможем ли мы со своей многовековой историей стать молодой нацией, это будет решено сейчас — на переломе тысячелетий и в начале XXI века.

ОСНОВНЫЕ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ НАШЕГО РАЗВИТИЯ

Мы должны самокритично оценить свое теперешнее состояние — как нации, так и государства, и признать, что стартовые условия для прогресса далеко не идеальны. Из народного мартиролога нужно выделить хотя бы несколько обстоятельств.

На протяжении нескольких последних веков наблюдалось активное переселение украинцев, в первую очередь на безграничные пространства Российского государства. В результате на начало 80-х годов нашего века 23% украинцев (при общей численности 45 млн. чел.) были жителями России (3% общего населения этой страны), Молдовы (14%), Казахстана (6%), Киргизии (3%), Латвии (около 3%), Белоруссии и Эстонии (по 2,5%).

Такое интенсивное расселение украинцев объясняется их инициативностью и трудолюбием, что обеспечивало эффективное освоение новых земель. Последние полтора века украинцы активно осваивают страны Запада. Странами дальнего зарубежья, в которых украинцы также представлены значительными группами (всего около 3 млн. чел.), являются Австралия, Канада, США, Польша, Бразилия, Румыния.

Этот процесс создания в зарубежье крупных украинских сообществ, конечно же, если не обескровливал производительный потенциал нации, то и не способствовал его приращению. Однако разве это не надежное свидетельство таланта и жизнеустойчивости народа — нести серьезную социальную функцию в чужих государствах, не теряя за сотни лет своих этнических особенностей; конечно, это говорит о духе нации и его силе выживать в экстремальных условиях.

Среди контрапродуктивных обстоятельств нашей нации есть такое наследие тоталитарного режима, как милитаризированная структура нашей экономики.

Уметь создать самолет XXI века и не уметь сделать современный комбайн или утюг, импортировать в Украину в громадных количествах одежду, кондитерские изделия и продукты питания, цветы из Западной Европы и Южной Америки — это трагическое наследие недавнего прошлого, едва ли не самое губительное для национальной экономики.

Однако есть более пагубные последствия тоталитарного режима. На протяжении многих десятилетий советская власть обещала людям много так называемых «свобод»: свобода думать, что наш человек якобы свободен, что он получает якобы достойную зарплату за в большинстве случаев непроизводительный и неэффективный труд, свободно верить в якобы бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, в бесплатное жилье и транспорт. Такая ситуация душила творческое начало народа, его энергию, инициативу, она уничтожала состязательность среди людей, порождала двойную мораль, гасила свободный дух предпринимательства, она всех нивелировала, называя процесс обезличивания людей прекрасным словом «равенство». Эта канувшая в Лету идеология все сделала, чтобы научить людей иждивенчеству, нахлебничеству, скрытому гражданскому неповиновению и даже воровству.

Для нашего народа приобретение государственности, которая свершилась в великий для нас 1991 год, в первую очередь эпохально уже потому, что мы раз и навсегда скинули с себя груз идеологии тоталитарного общества и вступили на путь свободного развития. Этот главный наш итог прошедшего десятилетия должен быть нами и до конца понят, и по-настоящему оценен. Мы — главное — свободны, а наши нынешние экономические неурядицы — дело тяжелое, но временное; свободны же мы — навсегда.

Среди наследий нашего прошлого, о котором нельзя не говорить, — проблема государственного языка. Вспомним, что лишь 120—130 лет назад украинский язык был под запретом в Киеве, что бытописатель украинского народа великий Гоголь писал не по-украински, что совсем недавно русский язык ассоциировался с интернационализмом, украинский — с национализмом.

Есть объективные и субъективные трудности, делающие становление государственного языка непростым. Его полное внедрение и окончательное закрепление — это для нас подобно культурной революции. Но ее надо совершать одновременно с колоссальными усилиями по становлению экономического порядка в стране и процветанию общества и Украинского государства в целом.

ЧТО НАМ МЕШАЕТ

Несмотря на тяжелое прошлое нашего народа, на сложное положение в настоящее время, наша задача сейчас — определить свое место в мировой цивилизации нового тысячелетия и занять его достойно и подобающе крупной европейской державе.

Строительство здания начинают с фундамента, им является национальная идея общества, могущая и долженствующая сплотить нацию, вдохновить ее для достижения новых целей. На рубеже веков ее можно обозначить (сформулировать) как превращение Украины в богатую, процветающую страну с развитым приоритетом человеческих ценностей, имеющих национальные черты, на основе мощного технологического развития, находящегося в гармоническом соответствии с человеческим фактором, с обязательным условием мирного содружества с народами-соседями и всем мировым сообществом.

Политическая обстановка, как во всякой стране, получившей долгожданную свободу, окрашена в цвета эйфории, политической неопытности и искренней веры в истинность только своего пути, своей партии, своей общественно-политической группировки. Толерантность как признак социальной зрелости, увы, у нас пока не в почете. Громадное количество партий и политических объединений (около 100) говорит о плохой структурированности и разобщенности политической элиты, об, очевидно, тщетности наших ожиданий скорейшей консолидации общества, но главное, что подавляющее большинство партий не имеют народного представительства, не понимаемы электоратом, а значит — и не отличимы друг от друга. Это говорит о духовном здоровье народа, его здравом смысле, отвергающем сиюминутные поверхностные явления в пользу основательности, глубинности и надежности, так присущих нашим соотечественникам. И поэтому, на наш взгляд, политическая неравновесность — дело естественное и временное. Оно связано с процессами созревания молодой самостоятельной нации и похоже скорее не на хроническую болезнь, а на временное недомогание перед окончательным выздоровлением. С другой стороны, воинствующая бескомпромиссность, а иногда и экстремизм наших политических деятелей, их смешанный воедино патриотизм и национализм, вольность в своих выводах и формулировках, политический примитивизм, резкость к своим оппонентам, правовая незащищенность, митинговая терминология, подчас настораживающая наивность в вопросах истории, философии, политики — все то, без чего нет ранней демократии, свидетельствует, что страна не вышла из периода социально-политического романтизма и предстоит многотрудная работа на путях совершенствования, взросления, достижения реализма, прагматизма, отрезвления.

Серьезную проверку на социальную зрелость проходит сейчас наш народ, повсеместно вводя институт выборов — от выборов руководителей предприятий и организаций до выборов в Верховную Раду и Президента страны. Сам институт опроса общественного мнения (референдумы, выборы), столь естественный и надежный в странах традиционной демократии, у нас в стране с тоталитарным прошлым представляется необычной новацией, когда недавнее навязывание коллективу, народу руководителя заменяется необходимым и ответственным самостоятельным актом каждого гражданина высказать свою точку зрения, проявить волю по проблемам, интересующим как отдельную личность, так и народ как общность людей.

Составы Верховных Рад, особенно 2-го и 3-го созывов, показывают, что выборы как свободное волеизъявление людей пока недостаточно эффективны; или волеизъявление недостаточно свободно, или электорат недостаточно информирован о кандидатах в депутаты или дезинформирован. Чем же иным объяснить то, что наши соотечественники, будучи традиционно, на житейском уровне честными, трудолюбивыми, ценящими ум, здравый смысл, порядочность, скромность, предупредительность и другие прекрасные качества народа, часто выбирают себе в политические поводыри депутатов- временщиков, людей малообразованных, без опыта работы не только в политической области, но и в любой мало-мальски ценимой сфере человеческой деятельности, а иногда просто убегающих в парламент от правосудия.

Мы убеждены, что такое положение будет недолгим, что народ стряхнет с себя таких «избранников», а сам институт выборов приобретет изначальное свое значение и содержание — выбор лучших среди достойных.

Нас не может не волновать невостребованность собственной интеллигенции для осуществления созидательных процессов в стране. И как результат этого — не прекращается значительный отток интеллектуалов за рубеж. Прежде всего в Россию и страны дальнего зарубежья.

В то же время в большинстве ячеек общества нашей страны наблюдается новое явление доминирования людей предприимчивых, часто нуворишей над глубокими специалистами и интеллигентами. Оказавшись незащищенными и невостребованными, молодые интеллектуалы стремятся уехать из страны, а люди в возрасте самоизолируются.

Положение в экономике страны конца века иначе чем отчаянным назвать трудно. Оно характеризуется такими чертами, как малая дееспособность хозяйственной структуры, существовавшей последние почти 90 лет; робкие, пока малоэффективные попытки реформ; неэффективная методология приватизации, неприемлемая система налогообложения; все углубляющаяся финансовая и экономическая зависимость от мировых фондов и зарубежных банков; увеличивающаяся теневая экономика. Как светлая надежда видятся последние усилия Президента страны найти важнейшее звено в этих недугах державы и вытащить всю хозяйственную цепь — полностью, на основе принципов приватизации реорганизовать аграрный комплекс страны. Положительное решение этой наболевшей и важнейшей проблемы выведет, безусловно, страну из кризиса и послужит твердым и надежным фундаментом для преодоления и всех остальных наших бед и пороков.

ПУТИ НАШЕГО ВОСХОЖДЕНИЯ

Но какими должны быть основные точки приложения национальных усилий при вхождении в новое тысячелетие? Ведь нам ясно, что для нашей страны этот временной рубеж совпал с идеологическим, нравственным, социальным, экономическими переломами, которые украинский народ должен преодолеть мужественно, стойко и, в конце концов, победительно, неизбежно вступив в мир развитых свободных народов мира.

Вся наша история, весь многовековой опыт говорит с очевидностью, что главный вектор направленности нашего движения должен быть ориентирован на Запад, любые, даже наименьшие отклонения неизбежно будут нас отбрасывать на десятки лет назад. При этом Украине необходимо воспользоваться своим географическим положением. Умело сыграть роль буферной зоны между желающей стабильности и комфорта Европой и раздираемой противоречиями Россией.

Составляющим этого направленного движения должно быть совершенствование национального духа и характера применительно к новым временам. Их черты должны стать более, чем до сих пор, динамичными, реалистичными, решительными, менее созерцательными и фаталистическими и в большей степени прагматичными, твердыми и целеустремленными, требовательными к себе и жесткими с партнерами, т. е. такими, без которых не завоевать место под солнцем в бурно развивающемся и в общем агрессивном мире. Нашей бесконечно миролюбивой, трудолюбивой и спокойной нации необходимо приобретать черты, адекватные и обстоятельствам, и времени.

Пути решения этих проблем — через недюжинные усилия в гуманитарной сфере. Ведь нам понятно, что не социальная, не партийная, не государственная идеологии определяют успех народа, а его высокая духовность, исторические корни, менталитет в конце концов формируют его самосознание, религию, идеологию.

Институты и органы гуманитарной сферы подлежат первоочередному совершенствованию, а может, и реорганизации, потому что она является базовой, первичной в деле формирования национального характера, в том числе такой черты, как партнёрская надёжность члена мирового сообщества. Важнейшими в проведении гуманитарной политики являются как минимум три обстоятельства. Первое — разрушить стереотип превалирования государственного, общественного над личным и подчинить нашу искажённую сейчас идеологию примату личности над всем остальным. Именно человек — центр интереса общества, государство — его защитник, страж его интересов, эти ясные, а может, и банальные истины для западной цивилизации для нас — причина и повод скорейшего реформирования и сознания, и общества. Второе — чёткое понимание так называемого «собственного пути» развития. Отдавая себе отчёт о важности этой проблемы, её связи с национальной безопасностью, отметим, что формировать превалирование национального над интернациональным, как и наоборот, наивно, а вот правильно спроецировать мировые духовные и материальные достижения на собственные национальные особенности (а не наоборот) — есть неотложная задача гуманитарной области.

Бережное обращение к нашей истории в поисках достойных объектов литературы, искусства, общественных и политических проявлений часто подтверждает их и мировые, и национальные приоритеты, наполняя нас гордостью и благодарностью к нашим предкам. Но в этом процессе не надо забывать и современные достижения и успехи в культуре и духовности нашего и других народов. Архаика должна лишь усиливать настоящее.

В порыве восстановления долго подавляемого национального самоутверждения нам следует избегать возможного нарциссизма, так как излишнее иногда наблюдаемое самолюбование своими традициями может привести к самоизоляции от нынешнего бурно развивающегося мира, в котором старая традиция — не предмет умиления, но основа создания новой, современной; собственно, это и есть механизм развития, прогресса.

И третье, наши информационные органы и пространство должны повернуться наконец лицом к гуманитарным нуждам народа, формировать его духовность, лояльно относиться к национальной, отечественной проблематике и не подменять всё это чуждой, а иногда и враждебной информацией, прославляющей праздность, безверие, аморальность.

Следующей составляющей вектора движения в XXI век, конечно же, должна стать промышленная революция. Мы должны прийти в Европу не как аграрная страна, потребляющая промышленные товары западной цивилизации и поэтому зависящая от неё. Нас такими объективно и хочет видеть западный мир. В современном мире тесно, страны и нации ведут жёсткую борьбу за рынки и ресурсы. Поэтому никто не заинтересован в истинном вхождении Украины в группу мощных передовых стран. Скорее, группа ведущих государств желает держать нас на уровне «развивающихся», «слаборазвитых», но вместе с тем они не хотят нас видеть слабопредсказуемыми, живущими на уровне социальных катаклизмов и хаоса. Очевидно, что дозированная помощь Украине со стороны МВФ и других западных фондов взамен за диктуемые реформы осуществляется именно в соответствии с этими критериями. Наша цель иная — стать равными среди развитых, чтобы пренебрежительное, покровительственное отношение было сменено уважением, обоюдовыгодным партнёрством. Для этого надо стать сильным. Силу даёт промышленность, производство, они — материалистическая составляющая национальной идеи.

Наша промышленность многоотраслевая. Практически нет областей мирового производства, которые бы в ней не были представлены достойным образом. Это позволяет провести модернизацию многих направлений нашей промышленности для создания экспортного сектора экономики.

Носителем идей, интеллектуальным источником и исполнителем промышленной революции является научно-техническая интеллигенция. Одна из важнейших её задач в рамках национальной идеи — доказать соотечественникам безальтернативность промышленного развития страны, хотя сейчас, возможно, и некоторое время в будущем, стагнация промышленности не создаёт условий для быстрого освоения конкурентоспособной продукции, задача интеллигенции отстаивать её интересы, сохранив для будущего подъема экономики неразрушенной её структуру. Сохранение научно- технического потенциала в тысячи раз экономнее для нации, чем его неизбежное создание заново в будущем, если только у нас не хватит воли и сил противодействовать его разрушению в настоящее время.

Потенциал нашей промышленности на сегодняшний день колоссален — по кадрам, оборудованию, приборам, устройствам, т. е. по фондам, в том числе и недвижимым. Однако он или не используется, или используется не по назначению, подчас вне закона. Как и значительная часть денежной массы страны обращается в теневой экономике, принося ей не пользу, а вред, так и промышленность, будучи неиспользованной, как бы находится в теневом секторе и выключена из национальных активов; она наполовину обесточена бесхозяйственностью и отсутствием надлежащей технической политики, рассчитанной на перспективу.

Научно-техническая интеллигенция может указать этот путь подъема, если ей поручить самостоятельную роль и идеолога, и заказчика, и исполнителя промышленной революции.

Нельзя переоценить роль научно-технической интеллигенции в моральном, нравственном, духовном влиянии на общество. Век уходящий дал своих пророков, роль которых в науке и технике неоспорима в той же степени, как и их благотворное влияние на нашу культуру, на нашу национальную идею.

Велико влияние научной интеллигенции на наше общество через образование, которое является наиболее демократическим институтом современной цивилизации, оно — и решающий фактор для благополучия общества, и надежная гарантия его будущего.

Образование, кроме того, весьма действенный инструмент культуры, во-первых, потому, что оно массово, во-вторых, за трибуной всегда квалифицированные специалисты, люди, пользующиеся доверием аудитории, и в-третьих, основной контингент его воздействия — молодежь.

Творческая, научная интеллигенция создает условия для духовности, морали, нравственности. Они уничтожают бескультурие, невежество. Ведь общеизвестно, что необразованность опасна, она источник недугов любого общества, она, в конце концов, губительнее костров инквизиции.

И, наконец, может быть, самое важное — каким быть нашему социально-общественному устройству. Точно так же, как нельзя навязывать другим народам свое видение этой проблемы, точно так же вредно безоглядно копировать чужие схемы.

Наличие экономического достатка и политической стабильности у государства совсем не гарантирует достижения того же другому народу, рискнувшему повторить чужие начала и судьбы. Весь человеческий опыт свидетельствует, что история благосклонна к народам мудрым, целеустремленным, твердо идущим к будущему своим национальным путем.

Отвергая сомнительное по своей точности определение «развивающейся» страны, мы, конечно же, страна с переходной экономикой, а поэтому долженствующая быть чуждой любому радикализму — экономическому, политическому, социальному.

Говоря о важнейшем звене — экономике, — следует признать, что разумное сочетание рыночных отношений с государственным регулированием может стать оптимальным подходом к путям развития, и не только на переходном этапе.

В пользу этого говорит и многорегиональность нашей страны, и дефицит энергетических ресурсов, и долги, как внутренние, так и внешние, и традиционная слабость аграрной системы. Подобная рыночно-государственная система социально приемлема в связи, в частности, с демографическим составом общества. Такой подход к решению проблем экономики мог бы показаться очевидным, если бы не трудность установления той необходимой границы в нашей жизни, которая бы оптимально на каждом новом витке экономического развития разделяла бы натиск приватного предпринимательства от забвения задач социальной защиты малообеспеченных слоев населения и общегосударственных функций.

Основное политическое устройство выбрано нами своевременно и безошибочно, мы президентско-парламентское унитарное государство. Этот выбор — надежный фундамент развития демократии, он должен быть подкреплен эффективным и демократичным Основным Законом — Конституцией, который обязан вобрать в себя тысячелетний опыт нации государственного строительства. Конституционный процесс предполагает не только своевременное принятие адекватной времени законодательной базы, но и ее надежное и прозрачное для населения исполнение. С это целью в стране должна быть создана современная судебная система — основа и гарант демократических начал общества.

Парламент должен перестать быть политическим клубом без государственной ответственности, но с амбициями на политическую самостоятельность. Он, и, очевидно, двухпалатный, должен стать продуктивным органом народовластия, подчиненным законам политической и человеческой культуры, доброжелательным и сотрудничающим с другими ветвями власти. Эта мировая практика не органического противостояния, а «делания» общего дела должна быть эффективно реализована на нашем политическом небосклоне.

И еще об одном аспекте, носящем принципиальный характер, — соотношении рыночных законов и механизмов социальной защиты в обществе. Мы, конечно же, должны двигаться «на Запад», в мир рыночных отношений, в мир демократии.

«Мир рынка», или, как мы часто говорим, капитализм, не только жесткий, но и жестокий.

Нам с нашим прошлым развивать рынок непросто. Успешное участие в нем под силу людям активным, энергичным, с деловой и предпринимательской жилкой, и эти качества, конечно, нам надо, учась, приобретать.

Но, с другой стороны, мы, организуя вновь свои рыночные отношения, должны делать «свой» капитализм более гуманным, под себя, соответствующим открытым чертам украинского народа, менее агрессивным. Наши рыночные отношения в большой степени должны быть социально ориентированными, то есть одновременно рассчитанными на помощь незащищенному населению и благожелательными для производственно-репродуктивной части общества.

Такая дуальная модель была бы не только важнейшим нашим завоеванием, но и реально продемонстрировала бы миру наш «украинский» путь развития, сочетающий деловитость и отзывчивость, предприимчивость и благотворительность, активность и заботу о нуждающихся, исключая, однако, иждивенчество, но предотвращая социальную напряженность, минимизируя несправедливое распределение благ.

Граница, разделяющая в обществе чрезмерные богатство и бедность, — материя тонкая. Наша историческая судьба, в т.ч. тоталитарная «закалка», такова, что мы можем в числе немногих стран для этой границы найти разумную траекторию, не повторяя ошибок многих государств, но возведя принцип социальной защиты людей в ранг краеугольного камня существования общества.

* * *

С чем же мы переходим этот волнующий и немного таинственный временной рубеж веков? В дальнюю и непростую дорогу люди берут с собой самое важное, самое нужное. Украинский народ возьмет с собой в третье тысячелетие свой многовековой опыт лишений и побед, надежду на будущее и веру в благополучный исход; веру в то, что его высокая духовность, образованность и национальная культура будут по достоинству оценены развитым миром, что его славянские северные братья не воспримут его движение вперёд как побег от них, что мы станем с западными странами равноправными и равноразвитыми партнёрами в науке, промышленности, сельском хозяйстве, искусстве, спорте, что мы в конце концов станем членами европейского сообщества без границ. Верить в это у нас есть все основания.

Михаил Захарович Згуровский родился 30 января 1950 г., окончил Киевский политехнический институт в 1975 г., с 1992 г. — ректор Национального технического университета Украины «КПИ». Профессор Згуровский — математик, известный ученый в области системного анализа и моделирования, автор более 250 научных трудов, в том числе двух десятков монографий и учебников, вышедших в ведущих отечественных и зарубежных изданиях.

М.Згуровский — лауреат Государственных премий Украины в области науки и техники за 1990 и 1999 гг., премии им.В.Глушкова Национальной академии наук Украины за 1995 г. В этом же году избран действительным членом Национальной академии наук Украины, является членом президиума НАН Украины, директор созданного им Института прикладного системного анализа НАН Украины и Минобразования Украины. С 1996 г. — академик Академии педагогических наук Украины.

В период с 1994-го по 1999 год — министр образования Украины. Награжден Почетными знаками Президента Украины «За заслуги» II и III степени.

Научно-публицистические труды М.Згуровского посвящены актуальным проблемам образования, деятельности научной интеллигенции, социально-общественного развития страны.

Редакция еженедельника «Зеркало недели» поздравляет академика М.Згуровского с первым 50-летием и желает плодотворных достижений на ниве образования и науки, творческого долголетия и удачи.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно