Эксперт: Реализовать программу образовательных реформ президента невозможно из-за отсутствия финансово-экономического обоснования и несистемности нововведений

4 июня, 2010, 19:01 Распечатать

Предложения президента относительно реформирования образования не будут иметь позитивных последствий...

Предложения президента относительно реформирования образования не будут иметь позитивных последствий. Их реализация сомнительна из-за несистемности, отсутствия механизмов воплощения и финансово-экономического обоснования, пишет в своем комментарии для «Зеркала недели» доцент Национальной академии управления, координатор программы содействия внешнему тестированию в Украине Владимир Ковтунец.

Разработчики программы, по мнению эксперта, вообще обошли вниманием такие актуальные проблемы, как переход к 12-летнему общему среднему образованию; внедрение трехступенчатой системы высшего образования (бакалавр, магистр, доктор философии); разграничение полномочий в управлении образованием между органами власти и деятельность негосударственного сектора образовательных услуг.

Зато отдельные предложения не имеют должного социально-экономического и финансового обоснования – в частности, обязательное дошкольное образование с пятилетнего возраста, передача функций управления ПТУ на местный уровень, создание образовательных округов, пересмотр механизмов финансирования учебных заведений. «В условиях жестких бюджетных ограничений осуществить каждый из этих шагов практически невозможно», - считает Ковтунец.

«Жаль, что в программе отсутствует план изменения порядка финансирования высшего образования, поскольку сохранение нынешней системы госзаказа, даже при внедрении элементов конкурса, и в дальнейшем будет ухудшать качество образовательных услуг», - считает эксперт.

«В высшем образовании, исходя из принципа приоритета прав человека, следовало бы предусмотреть переход на другие формы финансирования учебы за средства бюджета: именные гранты, льготные образовательные кредиты и тому подобное. Нужны качественно новые средства мониторинга качества высшего образования, что в совокупности обеспечило бы справедливую конкуренцию государственных и негосударственных учебных заведений. Зато намереваемся увеличить нагрузку на преподавателя ВУЗа (в качестве индикатора успеха предусмотрен переход к норме 18 студентов на преподавателя вместо нынешнего среднего показателя 13)», - пишет Ковтунец.

Предложения относительно реформирования профессионального образования также очень несовершенны. «К сожалению, предложенная передача ПТУ местным органам власти или органам местного самоуправления приведет к уничтожению базы, на которой можно было бы в дальнейшем развивать систему профессионального образования. Подтверждением этого являются нынешние действия местного самоуправления, часто направленные на ликвидацию таких заведений», - считает эксперт.

В целом, по его мнению, программа образовательных реформ не является концептуально целостной, в ней отсутствует направленность на решение основного задания: осуществления гарантированного Конституцией права личности на образование. В частности, образование не признано приоритетным направлением деятельности государства, не предоставлен приоритет высокотехнологичным, наукоемким отраслям экономики и не сформулированы намерения стимулировать инновации.

«Учитывая несистемность, отсутствие механизмов реализации и финансово-экономического обоснования определенных шагов, саму возможность выполнения такой программы следует поставить под сомнение, - подытожил эксперт.

Подробнее об этом читайте в комментарии Владимира Ковтунца в свежем номере «ЗН».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно