Вопрос реформирования СБУ регулярно поднимается представителями Европейского союза и НАТО. Автор ZN.UA Данило Пылыпчук в своей статье рассказывает о том, в чем же украинская Служба безопасности не соответствует евроатлантическим подходам.
Во-первых, совмещение правоохранительных функций и контрразведывательной деятельности формирует практически неограниченные возможности для СБУ. По утверждению международных советников, ни одна подобная структура на евроатлантическом пространстве не владеет такой широкой комбинацией полномочий.
Во-вторых, СБУ вовлечена в вопросы экономической безопасности и антикоррупционные расследования, а сотрудники Управления "К" отличаются завидным материальным благополучием сомнительного происхождения. Действия СБУ в борьбе с контрабандой, азартными играми или "экоцидом" на предприятиях расходятся с евроатлантическими практиками.
В-третьих, это де-факто монополия СБУ в системе охраны государственной секретной информации, где также наблюдаются злоупотребления.
Недопустимым, по мнению советников НАТО, является и политизированность Службы. Для власти велик соблазн использовать СБУ как инструмент политического давления на оппонентов.
Вызывает вопросы также милитаризация СБУ и огромный (по европейским меркам) штат - около 30 тысяч человек. И, наконец, отсутствие какого-либо парламентского и общественного контроля деятельности Службы.
В целом, считают европейские эксперты, нынешней СБУ удалось сконцентрировать намного больше полномочий и ресурсов, чем ее советскому предшественнику - КГБ. В многочисленных рекомендациях подчеркнута необходимость сужения полномочий СБУ к нескольким профильным сферам - контрразведывательной защите государства, борьбе с терроризмом и охране гостайны. Все правоохранительные функции в сфере экономики и антикоррупционные полномочия должны быть постепенно переданы соответствующим правоохранительным органам.
Подробнее о поисках компромисса реформы Службы безопасности Украины читайте в материале Данила Пылыпчука "СБУ-2020".