В пояснительной записке к законопроекту №2618 говорится о том, что реализация предусмотренной законом системы противоминной деятельности в Украине тормозится из-за несовершенства законодательства и отсутствия финансирования из госбюджета.
Но проводить разминирование на востоке, где продолжается противодействие вооруженной агрессии РФ, нужно. Ведь от неразорвавшихся снарядов и мин продолжают гибнуть мирные жители, отмечается в документе.
"Основной целью внесения изменений в действующий Закон Украины является создание подходящих условий для построения эффективной системы противоминной деятельности с упрощенной вертикалью управления и координации в этой сфере и без необходимости расходования дополнительных средств из Государственного бюджета", - говорится в пояснительной записке.
Достичь этой цели авторы законопроекта предлагают путем:
1) реформирования существующих институтов (создания Центра противоминной деятельности – на существующих фондах Министерства обороны Украины, создания Центра гуманитарного разминирования – на существующих фондах Министерства внутренних дел Украины);
2) исключения положений закона о создании Центра противоминных операций;
3) исключения положений закона о создании новых органов с полномочиями, присущими центральным органам исполнительной власти.
Центр противоминной деятельности является органом планирования, практической организации и координации осуществления мероприятий противоминной деятельности. Это бюджетное учреждение образуется МОУ и удерживается за счет и в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий год. В полномочия центра входит:
- участие в планировании мероприятий противоминной деятельности и управление соответствующей информацией в пределах своих полномочий;
- обеспечение функционирования системы управления качеством разминирования, осуществление сертификации операторов и процессов противоминной деятельности и инспектирования разминированных территорий;
- обобщение и представление в национальный орган по вопросам противоминной деятельности предложений по стандартизации в этой сфере, осуществление апробирования и внедрения этих стандартов;
- участие в международном сотрудничестве;
- внедрение единой системы подготовки и повышения квалификации кадров, привлекаемых к разминированию;
- обеспечение сбора данных относительно инцидентов с взрывоопасными предметами среди гражданского населения, привлечение экспертов к их расследованию;
- осуществление контроля состояния маркировки опасных участков и информирование населения о рисках, связанных с взрывоопасными предметами;
- мониторинг рисков, связанных с взрывоопасными предметами.
- научное и научно-техническое обеспечение противоминной деятельности в пределах полномочий.
- предоставление отчетности в национальный орган по вопросам противоминной деятельности;
- проведение работы с личным составом подразделений ВСУ о неприменении противопехотных мин.
Центр гуманитарного разминирования будет отвечать за осуществление соответствующей деятельности. Он является бюджетным учреждением, которое создается центральным органом исполнительной власти, занимающимся гражданской защитой населения, и удерживается за счет и в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий год.
Его полномочия почти такие же, как у Центра противоминной деятельности, но без работы с украинскими военными и мониторинга рисков, связанных с взрывоопасными предметами. Но с осуществлением сбора данных относительно потребностей гражданского населения в сфере противоминной деятельности.
Кроме того, изменениями предусматривается приведение отдельных положений закона в соответствие с нормами действующего законодательства в части терминологии в сфере противоминной деятельности, аккредитации органа оценки соответствия, сертификации операторов противоминной деятельности, стандартизации в сфере противоминной деятельности, создания системы контроля качества и прочего.
Напомним, 25 апреля 2019 года Верховная Рада приняла закон "О противоминной деятельности".
"Сам собой текст закона довольно хороший. В него были имплементированы международные стандарты. Он предусматривает создание новой координационной структуры. И это очень хорошо, что на национальном уровне будет такая координация", - отмечал глава миссии Международного комитета Красного Креста в Украине в интервью ZN.UA "Алан Эшлиманн: "Нужен хрустальный шар прорицателя, чтобы понять, что здесь будет через год-два"".
при этом эксперт высказывал опасения относительно того, как будет финансироваться процесс разминирования. А также акцентировал внимание на том, что его имплементация, создание подзаконных актов и действующих механизмов требуют времени.
Подробнее о государственной политике по разминированию Донбасса читайте в статье Андрея Дзюбенко и Мильенко Вахтарича "Гуманитарное разминирование: сделать землю безопасной".