25 октября в Украине состоялись общенациональные местные выборы. Голосование стало важным показателем политического климата в стране чуть более года с тех пор, как президент Зеленский обрел беспрецедентную власть, одержав блестящие победы на президентских и парламентских выборах в Украине. Выборы также получили большое практическое значение с точки зрения усиления власти, предоставленной местным органам, благодаря децентрализации, которая широко признана одной из самых успешных реформ со времен Революции Достоинства в Украине в 2014 году, пишет Андерс Ослунд для Atlantic Coucil.
По результатам экзит-полов можно выделить четыре основных результата.
Во-первых, это голосование в пользу местных тяжеловесов. Похоже, что мэры городов выиграли практически везде, независимо от того, считаются ли они коррумпированными или нет.
Во-вторых, явка на выборах была очень низкой и составила почти 37 процентов. Это почти на 10% меньше, чем 46,5% проголосовавших в последнем туре местных выборов в Украине в 2015 году. Это говорит о наличии демобилизованного электората.
В-третьих, все национальные партии получили большой вотум недоверия от украинского электората. Прокремлевская партия “Оппозиционная платформа - За жизнь" показала сравнительно неплохие результаты, а партия "Слуга народа" президента Владимира Зеленского - особенно неудовлетворительные. Однако ни одна из национальных партий страны не оказалась способной победить местные партии отдельных мэров городов.
Четвертый и ключевой вывод по результатам местных выборов в Украине заключается в том, что украинская демократия остается живой. На данном этапе, похоже, только мэры Харькова и Винницы получили абсолютное большинство в первом туре. Во всех остальных крупных городах через три недели состоится второй тур голосования между двумя ведущими кандидатами. Практически в каждом из городов, у мэров по-прежнему высокие шансы на победу. Но тот факт, что пройдет так много вторых туров, показало, что это необходимо для повышения уровня политической конкуренции.
Что это значит для национальной политики Украины? Общим ожиданием было, что фракция "Слуга народа" в парламенте распадется после местных выборов. Это остается возможным или даже вероятным, хотя ни одна другая партия не выглядит в гораздо лучшей форме.
Сможет ли партия президента остаться единым целым? Около 40-45 депутатов, уже присоединилась к олигарху Игорю Коломойскому, который также контролирует партию "За майутнє", насчитывающую 24 депутата. Будет ли Коломойский сейчас стремиться к тому, чтобы разбить правящее большинство президента и получить дополнительных депутатов?
Как утверждается, другие политические лидеры, обладающие меньшим влиянием, чем Коломойский, также предлагают все более привлекательные предложения “Слуге народа”. Немногие сделают ставку против дезертирства из партии в ближайшие недели и месяцы.
Другие народные депутаты могут восстать против партийной линии и выступить в поддержку программы реформ, которая послужила платформой для беспрецедентных успехов Зеленского на выборах весной и летом 2019 года.
До отставки первого правительства Зеленского в марте 2020 года его партия часто голосовала вместе с двумя наиболее авторитетными реформистскими и прозападными партиями Украины - "Европейской солидарностью" и "Голосом". Совсем недавно партия Зеленского голосовала против реформ вместе с прокремлевской оппозиционной партией во главе с неофициальным представителем Путина в Украине Виктором Медведчуком.
Этот альянс с Медведчуком совпал с резким падением общественной поддержки Зеленского и его партии.
Очевидный вывод - украинцы не одобряют пророссийский, антиреформистский курс президента. Но слышат ли это Зеленский и его ближайшее окружение?
Среди непосредственных проблем - судьба государственного бюджета Украины на 2021 год. Бюджет необходимо принять довольно скоро, хотя Украина доказала свою гибкость в этом отношении. Если кабинет министров не в состоянии прогнать бюджет через парламент, его следует заставить уйти в отставку, хотя стоит отметить, что Украина ранее демонстрировала большую гибкость в подобных обстоятельствах.
В любом случае эти результаты местных выборов, похоже, подтвердили, что в Украине больше нет базы для действующего парламентского большинства. Действительно, в ближайшие месяцы может даже оказаться проблематичным голосования большинства по отдельным голосованиям.
Самым очевидным решением будет отстранение от должности действующей власти и роспуск парламента, что может быть осуществлено с помощью ряда альтернативных процедур. Наиболее очевидным инициатором такого шага стал бы президент, который должен быть достаточно сыт по горло своим явным невыполнением предвыборных обещаний. Тем не менее любой новый бросок предвыборных костей будет огромной азартной игрой с неопределенными результатами для человека, который на короткое время сконцентрировал в своих руках больше власти, чем любой предыдущий украинский правитель.
Менее чем через полтора года после его инаугурации, президент Зеленский, похоже, находится в серьезной беде. Похоже, что у него нет последовательной программы, и он должен осознать это самостоятельно. Точно так же и партия "Слуга народа" Зеленского, похоже, находится в терминальной стадии упадка, причем стремительность ее ухудшения как политической силы отражает прошлогодний стремительный подъем.
В то же время мало что указывает на то, что другие национальные партии находятся в каком бы то ни было состоянии заменить умирающий бренд Зеленского. Низкая явка избирателей на местных выборах в Украине вкупе с неспособностью крупных партий победить местных чиновников указывает на кризис доверия ко всему устоявшемуся политическому классу.
Зеленский был избран потому, что пообещал покончить с культурой коррупции, которая лежит в основе украинской политики. После того как он отказался от этих амбиций, его народная поддержка рухнула. Этот горький опыт, скорее всего, заставит украинских избирателей быть более осторожными в поисках нового национального спасителя, но это не утолит их жажду верховенства права и прекращения безнаказанности.
Вновь широко открыты двери для появления новой политической силы, готовой бороться с коррупцией и предложить украинцам базовую справедливость, которой они жаждут. Подобные требования уже привели к двум народным восстаниям в Украине. Голосование 25 октября является напоминанием о том, что эти скромные ожидания остаются невыполненными, резюмирует Ослунд.
Подробнее о том, кто, как и для чего берет власть в областных центрах Украины 25 октября, читайте в предвыборном проекте ZN.UA "Страна по полочкам" (на украинском и русском языках).