До 2021 года при районных государственных администрациях и в городах областного значения работали структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения и службы по делам детей. Кроме того, в районах и городах областного значения работала сеть поставщиков социальных услуг: территориальные центры социального обслуживания и центры социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦССДМ), пишет политолог Александра Демьяненко.
Специализация терцентров – предоставление социальных, юридических, информационных и других услуг пожилым людям, людям с инвалидностью, семьям и людям в сложной жизненной ситуации. Центров соцслужб для семьи, детей и молодежи – работа с семьями в СЖО, детьми-сиротами и лишенными родительской опеки, бывшими заключенными.
Все эти структуры были подотчетны областным управлениям соцзащиты, а те – подчинялись Министерству социальной политики. Эти же структуры должны были быть созданы в громадах. Но реально их образовали единицы.
После ликвидации старых и образования новых районов в каждой районной администрации продолжают работать службы по делам детей и управлению соцзащитой. Но назначение последних – уже иное, и штатная численность сократилась в два, а то и в три раза.
«Если в дореформенных районах в сегменте соцзащиты населения работало 20–30 человек, то теперь – 7–12 на той же территории, в зависимости от региона. То есть численность работников соцзащиты во всех новообразованных районах уменьшилась, а нагрузка на тех, кто остался, выросла. Ведь объем работы и территориальный охват не изменились», - отмечает автор.
По данным Минсоцполитики, ситуации в разных областях – разные. В то время как в одних регионах в громадах работают 1–2 социальных работника, то в других – около 20% громад имеют специалистов по социальной работе. Есть и уникальные случаи – один специалист на 54 территориальные громады в области.
В новообразованных громадах людям часто отказывают в предоставлении социальных услуг, отправляя в район. Хотя с 1 января этого года все обращения о назначении разных видов соцпомощи, льгот, субсидий и компенсаций граждане должны подавать через «фронт-офисы» ОТГ, которые обеспечивают их передачу в органы социальной защиты райадминистраций.
В процессе реформы децентрализации социальные услуги и их поставщики – территориальные центры и центры служб семьи, детей и молодежи – должны были полностью перейти на уровень громад в виде или созданной соответствующей структуры, или закупленной у других громад услуги. Службы по делам детей должны работать как в громаде, так и в районе. Админуслуги социального характера – предоставляться через «фронт-офисы» в громадах.
«Но сегодня мы видим, что эта система все же дала серьезный сбой», - резюмирует политолог.
Отсутствие единого центра реформы, головотяпство Минсоцполитики и новообразованных громад сделали многие социальные услуги недоступными для тех украинцев, которые больше всего нуждаются в них. ПОдробнее читайте в статье Александры Демьяненко «Как децентрализация ударила по людям» в ZN.UA.