Чем для Вас является Украина?

Поделиться
Накануне 20-й годовщины независимости редакция обратилась к предстоятелям трех христианских христианских церквей Украины.

Накануне 20-й годовщины независимости редакция обратилась к предстоятелям трех христианских церквей Украины с вопросом: «Чем для Вас является Украина?»

Глава грекокатолической церкви Святослав Шевчук пребывал за границей, и связаться с ним не удалось. Ответы двух других иерархов мы представляем нашим читателям.

Митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской православной церкви Владимир

Детство

Наша семья была верующая, поэтому с раннего детства я ходил в церковь, позже начал прислуживать в алтаре. Хочу подчеркнуть, что наше село Маркивцы даже в эпоху гонений, восстания на Церковь сохраняло верность храму, отстаивало необходимость приходской жизни. В школе учителя тоже запрещали мне ходить в церковь, но я все равно ходил. И вот церковные праздники, соучастие в них были формой протеста народа, демонстрацией преданности церкви. Даже приготовление праздничных блюд было проявлением верности церкви, церковным традициям. Один случай, связанный с праздником Воскресения, очень ярко мне помнится.

Мне было шесть лет. В субботу, накануне Светлого Воскресения, которое в тот год совпало с 1 мая, мама привела меня в храм. Я стоял у алтаря. Настроение было торжественное, возвышенное. В четыре утра мы возвращались после заутрени домой - уставшие и сонные, но я торжественно нес подаренные крашенки. Дома всей семьей сели за стол, разговелись, уснули. На следующий день я проснулся в доме один. Все уже были в храме. Меня пожалели, не стали будить. Слышу - стук в дверь, открываю: нищенка Иулиания за милостыней пришла. Пришлось отдать ей один из четырех куличей, которые мама наказывала до Радоницы сохранить. Отдать отдал, но страх как боялся, что мама меня отругает. Однако мама, узнав об этом, сказала, что я правильно поступил, по-христиански.

Шевченко

Библейские образы органично вплетены в ткань шевченковских стихов. Но в поэзии Кобзаря образы Священного Писания приобретают выразительно украинский национальный колорит. Например, в «Ісаія. Глава 35 (Подражаніє)» поэт изображает вовсе не ближневосточный, а подчеркнуто украинский пейзаж с рощами, степями, озерами и веселыми селами. Совершенно очевидно, что, переводя на украинский пророчество Исайи об освобождении рабов, Шевченко говорит не о древнем израильском народе, а довольно прозрачно намекает на обездоленных украинских крестьян.

И здесь мы подходим к принципиальному, но очень непростому вопросу об особенностях религиозности Шевченко. В своем «Заповіті» поэт откровенно ставит Творцу своеобразный ультиматум. Кобзарь согласен молиться Богу только после того, как Господь накажет врагов угнетенного украинского народа («як понесе з України у синєє море кров ворожу»). А пока этого не произошло, Шевченко отказывается знать Бога: «А до того я не знаю Бога» («Заповіт»). Поэзия Шевченко преисполнена мятежного пафоса, в котором, так сказать, «под горячую руку» перепадает и служителям Церкви. И все же «Кобзар» совсем не является сборником атеистических произведений, как это пытались доказать советские литературоведы. В своих стихах Шевченко вовсе не отрицает существование Бога. Но вера поэта зависит от судьбы страждущего украинского народа. Это довольно важная для мировоззрения Шевченко коллизия. Он соглашается «знать Бога» только тогда, когда его Родина, обездоленная Украина, станет свободной, а следовательно - счастливой. Бесспорно, в этом надо видеть не только проявление бунтарства поэта, но и отражение народного мировосприятия. Очевидно, это и есть собственно шевченковское, довольно своеобразное отношение к Богу, при котором, наблюдая за страданиями своего народа, поэт впадает в отчаяние. И, поскольку на земле никто не слышит и не спасает людей, Кобзарь посылает свои печальные мысли к Богу, Защитнику обездоленных.

Киев

Киев - уникальный, святой город. Киев - это Новый Иерусалим, утверждал митрополит Иларион и строители древнего Киева. «И я, Иоанн, видел город святой, Новый Иерусалим, сходивший с неба от Бога, который был приготовлен, как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с престола, звавший: Это жилище Бога с людьми, и Он будет жить с ними! Они будут народом Его, и Сам Бог будет с ними» (Откровение, 21, 2-3). Строя Киев как икону этого таинственного города, неизвестный вдохновитель системы росписей Собора Святой Софии дал распоряжение украсить Оранту греческой надписью из псалма 45: «Бог посеред нього, він не похитнеться. Бог допоможе йому з раннього ранку». Перевод немного затуманивает смысл, который содержала в себе эта надпись, для средневекового человека. Ведь в христианской традиции Пресвятая Богородица считалась покровительницей города. А само слово город (полис) было женского рода. Таким образом, буквальный грамматический смысл надписи касался не только Богородицы, но и полиса-Киева: «Бог посреди нее». То есть посреди полиса-Киева. Так, используя тонкости византийской культуры, наши предки утверждали идею богоизбранности Киева.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, Патриарх Киевский и всей Руси-Украины ФИЛАРЕТ (Денисенко):

- Господь подарил украинцам независимое государство, которое было провозглашено без крови. Это великое благо. Мы должны это ценить.

В храмах Украинской православной церкви Киевского патриархата верующие молятся: «Боже великий, единый, нам Украину храни». Наши иерархи, духовенство, верующие - люди патриотически настроенные. Это видно даже из того, что в наших храмах звучит украинский язык. Мы призываем людей быть сознательными гражданами своей Родины. Киевский патриархат является духовной опорой для Украинского государства. Нам не безразлично, как будет развиваться и укрепляться государственность Украины. Я даже перед референдумом 1 декабря 1991 года выступал на телевидении с призывом поддержать независимость Украины.

Мы начали полноценную борьбу за независимую, поместную Церковь именно после того, как была провозглашена независимая Украина. Появился даже лозунг «Независимому государству - независимую Церковь». Этот тезис провозгласил еще первый президент Украины Леонид Кравчук. Именно исходя из провозглашения Акта о независимости Украины, я в 1991 году поставил перед архиереями вопрос об автокефалии Украинской православной церкви.

Для нас независимая Украина - это родное государство. Советский Союз не очень жаловал Церковь. Только в независимой Украине мы получили возможность свободно и без препятствий доносить слово Божье до своего народа.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме