Бюджет — во спасение? Но только не страны

9 октября, 2009, 17:23 Распечатать

После 2009 года Минфину придется долго отчищать свою профессиональную репутацию — даже не горячей водой с мылом, а наждачкой...

«Два года назад он таким не был. Сегодня врет, просто нагло врет».

В.Турманов.
Из стенограммы утреннего заседания Верховной Рады 8 октября с.г.

После 2009 года Минфину придется долго отчищать свою профессиональную репутацию — даже не горячей водой с мылом, а наждачкой. Что еще раз подтвердили три «бюджетных дня» (6—8 октября) в Верховной Раде, в течение которых депутаты с подачи замминистра финансов Анатолия Мярковского разбирались с итогами сначала 2008 года, затем — первого полугодия 2009-го и, наконец, обсуждали презентацию госбюджетного проекта на 2010-й.

Как оказалось, кроме Мярковского, бюджет-2010 в правительстве не интересен никому. Такое впечатление, что Кабмин выдохся, в середине сентября презентовав общественности только что разработанный бюджетный проект. Поэтому на депутатскую «амбразуру» был брошен Анатолий Мярковский в гордом одиночестве, и он три дня отбивался от претензий народных избранников. Но плох тот Минфин, который не умеет выстроить цифры так, чтобы черное оказалось (или хотя бы показалось) белым…

От приукрашивания денег, естественно, не прибавляется. Еще с зимы «ЗН» обращало внимание на манипуляции Минфина с бюджетной росписью, позволявшей Юлии Тимошенко даже в самые тяжелые месяцы кризиса рапортовать о выполнении бюджетного плана по доходам. И, таким образом, избегать секвестра бюджета — объективно необходимого, но крайне непопулярного для политика, собирающегося идти в президенты.

В июньском интервью с и.о. министра финансов Игорем Уманским «ЗН» поставило вопрос ребром — кто кого хочет обмануть, когда прекратится эта порочная практика? На что глава Минфина ответствовал в том духе, что роспись — внутренний документ министерства, и ничего плохого в корректировке цифр он не видит.

В сентябре на презентации бюджета в Украинском доме премьер тоже не созналась в катастрофе с госфинансами, переведя дискуссию в плоскость бюджетного дефицита: «Безусловно, мы не выйдем по факту выполнения бюджета с показателем 2,96. Максимум, на что мы будем выходить, так, как я это сейчас чувствую, и так, как мы планируем, это до 5%».

Увы, никто из приглашенных не задался вопросом — откуда же почти двукратный рост дефицита, если нам постоянно твердят, что бюджетные доходы регулярно, начиная с января, перевыполняются?

К началу октября скрывать очевидное стало невозможно. Манипуляции с цифрами в течение всех девяти месяцев (только за сентябрь коррекция доходов общего фонда в сторону уменьшения составила 5,9 млрд. грн., или 40% от первоначальной росписи!) привели к тому, что в четвертом квартале в общий фонд предстоит собрать аж 76 млрд. грн., или 41,6% от годового плана. Однако… признавать практически уже свершившийся факт невыполнения годового плана по доходам не хватило духу ни у премьера, ни у и.о. министра финансов. Сделать это был вынужден замминистра финансов А.Мярковский.

Что ж, у чиновников свои представления о чести. В предыдущей публикации на тему проекта бюджета-2010 (см. «ЗН» №35 за 19 сентября 2009 г.), выявив пренеприятнейшие подтасовки размера прожиточного минимума для нетрудоспособных, мы предположили, что Юлия Владимировна извинится за подчиненных и восстановит справедливость. А также найдет реальные источники финансирования более высоких пенсий (даже назывались возможные варианты).

Увы, ни извинений, ни коррективов, ни профессиональной дискуссии на тему прожиточного минимума для нетрудоспособных за три недели так и не последовало.

Не извиняется правительство и за ручное управление бюджетом нынешнего года, за фактический секвестр, когда, по словам главы Счетной палаты Валентина Симоненко, по итогам восьми месяцев не выполнены около 80% бюджетных программ социального характера. Что уж говорить о «несоциальных» программах и поддержке отраслей...

Судя по обсуждению в ВР, не лучше ситуация будет и в
2010-м. «Скажите, пожалуйста, если мы в этот бюджет закладываем 120 млрд. грн. заимствований плюс 45 млрд. государственных гарантий, назовите мне, это что — сбалансированный бюджет или нет?» — тщетно вопрошал Николай Азаров. Докладчик от Минфина так лихо управлялся с цифрами, что куцые 7,4 млрд. грн. на оборону, выделяемые по общему фонду, увеличивались почти вдвое, а в средства на поддержку угольной отрасли чего только ни записывали — даже госгарантии по кредитам! — чтобы выйти на приличную цифру в 21,6 млрд. грн.

В течение трех дней было немало любопытного. Когда замминистра трижды (!) ушел от ответа по существу на вопрос депутата Аржевитина, касавшийся наполнения фонда гарантирования вкладов физических лиц, а на другие «стремые» вопросы отвечал через раз, ссылаясь на отсутствие то цифр, то таблицы, стало ясно: профессиональной работой здесь и не пахнет.

В ходе бюджетного представления так и не прояснилась проблема межбюджетных отношений. Если новая редакция Бюджетного кодекса заветирована, а преодолевать вето в сессионном зале, похоже, не собираются, то не пора ли разработчикам бюджета «отмотать» назад, вернувшись к прямым отношениям бюджета государственного с семью сотнями бюджетов местных? То есть привести бюджет в соответствие с ныне действующими нормами БК.

А вот с нашумевшими соцстандартами все, увы, настолько прогнозируемо, что даже говорить не хочется. Как бы ни завершилась на будущей неделе эпопея с принятием во втором чтении закона литвиновца Зарубинского, Кабмин вносить коррективы в уже подготовленный бюджетный проект-2010 не собирается. Вынудит ли его к этому маломощный в нынешнем созыве бюджетный комитет ВР — вопрос риторический.

Что может сделать комитет, так это устами своего председателя Николая Деркача заявить о неподтвержденности заложенных в проект бюджета макроэкономических показателей, о некорректности представления госдолга в нескольких валютах при наличии в нашей стране единственной законной — гривни и о туманных направлениях расходования
50 млрд. грн.(!) на рекапитализацию банков. Заставить же правительство действовать строго по закону комитету пока не удавалось.

Пока наши разлюбезные партии и власти грызутся между собой, правительство Тимошенко может рулить госфинансами, как хочет и умеет. Хочет многого, умеет — плохо. Но зато какие молодцы по части обещаний и манипуляций!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно