Баланс полномочий между центральной властью и местным самоуправлением в Украине является им из худших из возможных. В то время как реальные полномочия сконцентрированы в центральных органах власти - у президента и премьер-министра, параллельно существуют выборные местные советы, полномочия которых минимальны, но у которых есть возможность делать сепаратистские заявления под прямым или скрытым давлением врагов государства.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишут лауреат Нобелевской премии по экономике Роджер Майерсон и профессор Пенсильванского государственного университета Тимофей Милованов.
"У этих местных советов нет ни достаточных возможностей эффективно работать на благо своих избирателей, ни веской мотивации защищать конституционную систему Украины, что особенно негативно сказывается именно сейчас, когда угроза сепаратизма в стране стала вполне реальной. При таких обстоятельствах местные советы должны как можно скорее получить реальные полномочия в сфере исполнительной власти и возможность использовать государственные средства. Тогда бы и они, и их избиратели намного выше оценивали бы свою роль в конституционной структуре государства", - отмечают ученые.
По их мнению, самый простой способ достичь этого - предоставить возможность местным советам избирать исполнительную власть на своем уровне. Если этого не сделать в ближайшее время, риск потерять некоторые регионы - чрезвычайно высок.
"Возможно, в Украине лучше децентрализовать власть до уровня районных советов и территориальных общин, а не советов крупных регионов (в случае Украины - областных), - как это обычно практикуется в других странах. Советы низших уровней, наделенные полномочиями национальным правительством, помогли бы противостоять отделению и захвату областей, к которым они принадлежат", - говорится в статье.
"Из-за значительной численности общин перетянуть на другую сторону всех председателей местных советов определенного региона довольно трудно. В таких условиях непорядочный председатель областного совета не сможет осуществить отделение области, если районные и местные лидеры будут ему противостоять. Центральному правительству будет легче бороться со склонными к измене председателями областных советов, когда значительная часть местных лидеров будет отстаивать государственный суверенитет", - считают эксперты.
Ученые подчеркивают, что конституционная реформа должна наделить реальной властью облсоветы, но в то же время и предоставить значительные полномочия райсоветам и территориальным общинам. Каждый из таких органов власти обязан четко понимать, что его полномочия будут немедленно отозваны Верховной Радой Украины, если его действия или бездеятельность будут подрывать целостность Украины.
Подробности читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина" в статье Роджера Майерсона и Тимофея Милованова "Преимущества и недостатки полярных вариантов реформы децентрализации в Украине". !zn
Читайте также:
Вся власть – облсоветам: разработана концепция реформы местного самоуправления
Децентрализация: окно политических возможностей недолго будет открыто
Владимир Гройсман: Власть будет децентрализована. На запуск реформ у нас - месяц