В Украине депутатов оппозиционных фракций назначают в непопулярные комиссии. Также их лишают функции контроля в стратегически важных комиссиях – бюджетной и земельной, за пребывание в которых соревнуются все без исключения политики, ведь там распределяют ценные ресурсы громады. В знак протеста такие депутаты могут не ходить на заседания комиссий. А без кворума, комиссия вообще может не заседать. Координатор движения ЧЕСНО.Киев Ирина Латыш в своей статье для ZN.UA "Местное самоуправление: почему во многих радах громад заблокирована работа комиссий?" объяснила, как можно решить ситуацию с блокировкой комиссий.
Автор обратила внимание на то, что депутатская работа является волонтерской и не оплачивается. Поэтому финансовые рычаги влияния громады на депутатов отсутствуют.
Более того, депутатское большинство может проигнорировать не только волю одного депутата на членство в определенной комиссии, но и законное право фракции на "пропорциональное представительство в постоянных и временных комиссиях рады". Последнее гарантировано статьей 28 Закона Украины "О статусе депутатов местных рад".
Согласно праву на пропорциональное представительство, каждая фракция в местной раде должна иметь право на председательство в определенной комиссии и на членство в различных, если у нее достаточно депутатов, чтобы охватить комиссии. Однако, на практике с этой нормой закона никто не считается, потому что выписана она очень нечетко.
Латыш также отметила, что оппозиционным фракциям не отдают председательство в бюджетной или земельной комиссии. Но, по ее словам, председательство в регламентной комиссии – это то, что должна была бы иметь оппозиция как инструмент влияния на соблюдение в раде регламента и процедур, предусмотренных законом.
Согласно данным движения ЧЕСНО, бывают даже случаи, когда оппозиционные фракции не имеют голов комиссии, а их членов просто разбросали в непопулярные комиссии – регламентной, образовательную и другие.
"Все, что нужно сделать законодателям, это прописать на законодательном уровне, что депутаты должны распределяться в комиссии после написания собственных заявлений и для попадания в комиссию местной рады не нужно решение рады. Достаточно просто заявления депутата. Сейчас состав комиссий избирается большинством рады", - отметила автор.
Она не исключает возможности, что существует риск, что все депутаты захотят или в бюджетную, или в земельную комиссию. Также популярна комиссия коммунальной собственности или ЖКХ. Но все образовательные и регламентные комиссии, как отметила автор, действительно формируются по остаточному принципу. Соответственно, есть рады, где образовательная и регламентная комиссии вообще не собираются. Директор программ практической политики Института политического образования Александр Солонтай считает целесообразным в таком случае объединить комиссии и таким образом их укрупнить.
"Поэтому более эффективно депутатов, которые не заседают, перевести в состав тех комиссий, где они хотели бы быть. И в те комиссии, где самый большой состав, передать те вопросы, которыми не горят желанием заниматься местные политики –образования, спорта, медицины, регламента. Тем более что данные свидетельствуют: проектов решений в этих комиссиях довольно мало", - отметила Латыш.
Автор также указала, что еще один вопрос, который требует урегулирования касается того, кто председательствовать в регламентной комиссии, которую, по сути, должны отдать оппозиции. Например, в парламенте, комиссия по вопросам свободы слова отдали ОПЗЖ.
Все статьи Ирины Латыш для ZN.UA читайте здесь.