В Украине депутатов оппозиционных фракций назначают в непопулярные комиссии и лишают функции контроля в стратегически важных комиссиях — бюджетной и земельной, за пребывание в которых соревнуются все без исключения политики. Здесь распределяют самые ценные ресурсы громады.
В знак протеста такие депутаты могут не ходить на заседания комиссий. Если не хватает кворума, то комиссия может вообще не заседать. И тут надо учитывать и то, что депутатская работа является волонтерской и не оплачивается. Поэтому финансовых рычагов влияния у громады на депутатов нет.
Но депутатское большинство может проигнорировать не только волю одного депутата на членство в определенной комиссии, но и законное право фракции на «пропорциональное представительство в постоянных и временных комиссиях рады» (статья 28 Закона Украины «О статусе депутатов местных рад»).
Это должно было бы означать, что каждая фракция должна иметь право на председательство в определенной комиссии и на членство в разных, если, конечно, во фракции достаточно депутатов, чтобы охватить комиссии. Но на практике эту норму закона никто не учитывает, потому что выписана она очень нечетко.
Конечно, оппозиционным фракциям не отдают председательство в бюджетной или земельной комиссии, это понятно. Но председательство в регламентной комиссии — это именно то, что должна была бы получить оппозиция как инструмент влияния на соблюдение в раде регламента и процедур, предусмотренных законом.
«Рух ЧЕСНО» мониторит работу местного самоуправления, и сложившаяся в столице ситуация не уникальная. Бывают случаи, когда в оппозиционных фракциях нет даже глав комиссии, а их членов просто разбросали в непопулярные комиссии — регламентную, образовательную и другие.
И даже Киеврада, где местное самоуправление находится на значительно более высоком уровне, чем во многих других радах (например, здесь отсутствует кнопкодавство с 2015 года), не в состоянии сама решить этот вопрос и переживает политический кризис, влияющий на рассмотрение важных для киевлян вопросов.
Так, более полугода столица страдает от бездеятельности четырех комиссий в новоизбранной Киевраде. Этот вопрос пытались решить перед летними каникулами на сессии, но безуспешно, — он тянется более шести месяцев и отложен до сентября. Дело в том, что некоторые депутаты Киеврады написали заявления, чтобы работать в одних комиссиях, а их назначили в совсем другие.
Поэтому предлагаем детальнее рассмотреть кейс в столице, чтобы законотворцы могли наработать соответствующие решения.
Что происходит в Киевраде?
На предпоследней сессии, состоявшейся в конце июля, секретарь Киеврады Владимир Бондаренко показательно пообещал, что следующее заседание или начнется с вопроса переформата постоянных комиссий, или не начнется вообще. И он сдержал свое слово.
Именно из-за рассмотрения вопроса о комиссиях последняя в этом политическом сезоне сессия Киеврады стала самой непроизводительной в нынешнем созыве. То есть отсутствие четкой процедуры от законотворцев по формированию комиссий влияет и на эффективность работы сессий. А это день работы 120 депутатов.
Для киевлян и тех, кто не следит за ситуацией в раде столицы, ситуация выглядела максимально странно.
Что же происходит на самом деле?
С середины декабря 2020 года идет отчаянная борьба за места под солнцем. Самые популярные комиссии — бюджетная и земельная. Депутаты между собой еще называют их «хлебными». Следует заметить, что бюджетная комиссия провела больше всех заседаний по сравнению с другими — 21, а земельная рассмотрела самое большое количество вопросов — 2882 (данные по состоянию на 15 июля 2021 года).
Общее количество комиссий по сравнению с прошлым созывом увеличили именно для того, чтобы создать побольше глав и заместителей разным фракциям. Но, как видим, и этот ход не помог, поэтому решение вопроса распределения комиссий откладывается.
В самых выгодных условиях, конечно, партия мэра Виталия Кличко УДАР. Треть ее депутатов вошли в бюджетную комиссию и составляют в ней абсолютное большинство. При том, что в нее не вошел ни один представитель «Единства Александра Омельченко».
Секретарь утверждает, что на всех желающих войти в комиссию мест не хватает, и кому-то надо работать и в других.
«Уже сегодня в законодательстве указано, что комиссии избираются. Можно ли избрать человека в депутаты, если он отказывается быть кандидатом в депутаты? Аналогичная ситуация с комиссиями: избрать депутата членом другой комиссии, чем той, в которую хочет входить депутат, — это «беспредел», — комментирует директор программ практической политики Института политического образования Александр Солонтай.
Ситуация, когда депутата не включали в комиссию, на которую он подал заявление, была и при предыдущем созыве Киеврады. Но сейчас это имеет значительно более масштабные последствия. Город страдает от депутатской бездеятельности, и многие вопросы просто не рассматриваются уже на нескольких комиссиях. А теперь еще и все депутаты Киеврады провели нерезультативное заседание.
Например, не рассматривается наболевший вопрос создания музея на Почтовой площади, которую еще несколько лет назад хотели застроить торгово-развлекательным центром. Но громада отстояла право на сохранение культурного наследия. Территория музея с каждым годом разрушается, и сейчас никакие работы по восстановлению не ведутся. С апреля лежит мертвым грузом в комиссии, которую возглавляет «единовка» Юлия Ярмоленко, вопрос создания временной контрольной комиссии рады для осуществления контроля над обеспечением надежности и безопасности объекта незавершенного строительства на Почтовой площади.
С учетом событий можно предположить, что УДАР будет держать статус-кво до последнего. Вопрос контроля бюджета для фракции сверхважен. Во время последнего часа вопросов к мэру представители «Единства» упрекали Виталия Кличко, что изменения в бюджет вносятся часто, а еще «теплые» средства, за которые только что проголосовали, перераспределяются со строительства метро на Виноградарь на Подольско-Воскресенский мост.
Депутат от «Единства» Роман Ярошенко в одном из комментариев отметил, что хотя «Рух ЧЕСНО» и мониторит его работу и вносит его в список прогульщиков комиссий, но причина в том, что его заявление на вступление в комиссию уже вторую каденцию подряд игнорируют и его назначают куда угодно.
В свою очередь, ЕСовец Игорь Хацевич, давно работающий в секретариате Киеврады, подчеркнул то, что в порядок формирования комиссий следует вносить изменения. Им не предусмотрено, каким образом, кто и в какие сроки может созвать комиссию в случае отсутствия или бездеятельности ее главы.
Также И.Хацевич считает не лучшей идеей формировать комиссии абсолютного большинства одной фракции. И это касается не только бюджетной, но и тех комиссий, которые не заседали и в которых большинство у ЕС и «Единства». Кроме того, такое наполнение комиссий приводит к тому, что на сессии начинается пофракционное обсуждение, которое должно было бы состояться до заседания, но фракции не знали о его существовании и нюансах до рассмотрения на сессии.
Какие возможные решения?
Все, что надо сделать законотворцам, это прописать на законодательном уровне, что депутаты должны распределяться в комиссии после написания собственных заявлений и для попадания в комиссии местной рады не требуется решение рады. Достаточно просто заявления депутата. Сейчас состав комиссий избирается большинством рады.
Да, может возникнуть риск, что все депутаты захотят или в бюджетную, или в земельную комиссию, еще популярна комиссия коммунальной собственности или ЖКХ. Но все образовательные и регламентные комиссии, как доказывает анализ данных, действительно формируются по остаточному принципу. Соответственно, есть рады, где образовательная и регламентная комиссии вообще не собираются.
Александр Солонтай считает целесообразным в подобном случае объединить комиссии и таким образом их укрупнить.
Поэтому более эффективно депутатов, которые не заседают, перевести в состав тех комиссий, где они хотели бы быть. И на те комиссии, где наибольший состав, передать вопросы, которыми не горят желанием заниматься местные политики, — образования, спорта, медицины, регламента. Тем более что данные свидетельствуют: проектов решений в этих комиссиях очень мало.
Еще один вопрос, нуждающийся в урегулировании, — кто должен председательствовать в регламентной комиссии, которую, в сущности, должны были бы отдать оппозиции. В парламенте, например, комиссию по вопросам свободы слова отдали ОПЗЖ. Оппозицией являются представители тех фракций, которые не поддерживают кадровые назначения (в случае парламента — состав правительства, в случае местной рады — исполком, а еще не голосуют за бюджет).
На местном уровне председательство во всех комиссиях почти всегда пытается взять провластное большинство. Такая ситуация сложилась в Киевской областной раде. Там сначала главой был избран Александр Скляров от «Слуги народа», а после его отстранения раду возглавила представительница той же фракции Наталия Гунько.
До конца апреля 2021 года все комиссии возглавляли представители политсил, после выборов поддержавших избрание А.Склярова. То есть председательство распределили между представителями «Батьківщини», ОПЗЖ и «Слуги народа». После смены главы облрады количество комиссий увеличили с 9 до 12, а также сменили руководящий состав.
Новообразованная коалиция из фракций «Европейской солидарности», «За будущее» и «Слуги народа» поступила так же, как и предыдущая, — не отдала ни одной позиции главы комиссии ни представителям «Батьківщини», ни представителям ОПЗЖ и поделила все комиссии поровну между собой.
«В парламенте есть некоторые регламентные ограничения, это касается того, что фракция должна отправить в каждый комитет по представителю, если людей хватает на все. У нас комитетов 23, и если у вас во фракции 24 депутата, то в каждом комитете должно быть по одному представителю и только в одном из комитетов их может быть два. Но если во фракции меньше депутатов, чем комитетов, то тогда можно выделить несколько человек в один комитет. И еще одно — это то, что у нас глава, секретарь и заместитель не могут быть из одной политсилы. Таким образом удается регулировать баланс», — отмечает народный депутат от «Голоса» Олег Макаров.
Напомним, «Рух ЧЕСНО» подвел итоги двухлетней работы парламента и проанализировал качественные и количественные показатели.
Больше статей Ирины Латыш читайте по ссылке.