Украинские студенты с западным образованием будут возвращаться и идти работать на государственную службу, если будут иметь возможность влиять на развитие страны, будут получать достойную зарплату и привлекаться к масштабным проектам, — уверен Артем Шаипов, соучредитель Ассоциации «Професійний уряд». Для этого государство сначала должно возобновить прозрачные конкурсы на государственную службу и четко говорить о своих потребностях в молодых кадрах.
В 2014 году после Революции Достоинства Артем Шаипов вместе с другими украинскими выпускниками университетов мирового уровня учредил Ассоциацию «Професійний уряд» (PGA). Она объединяет более 25 украинских сообществ выпускников ведущих университетов мира: Кембриджа, Оксфорда, Гарварда, европейских университетов и других. Ее представители работали над разработкой Закона «О государственной службе», а также способствовали запуску единого портала вакансий государственной службы.
Наше государство должно привлекать сообщества украинских студентов к промоции Украины и создать сеть «народных амбассадоров», но для эффективности научить их инструментам публичной дипломатии, — считает Артем Шаипов.
Как наших студентов можно привлекать к помощи Украине в западных университетах? Как государство может поощрять их возвращаться из-за границы? Как работает российская пропаганда в мировых учебных заведениях?
— Артем, ты родился в Бахмуте, окончил Кембриджский университет и являешься магистром права, у тебя есть степень MBA и ты выпускник многих управленческих и лидерских программ в нескольких странах мира. С таким резюме можешь работать в любой компании мира. Наверное, тебе предлагали работу и блестящие карьерные перспективы за границей. Почему ты в Украине?
— Когда я впервые поехал учиться за границу в Кембриджский университет, то провел над собой мыслительный эксперимент, предложенный Виктором Франклом: человек должен представить себя в преклонном возрасте и посмотреть на себя нынешнего, чтобы понять, что его будет мотивировать, чтобы жизнь имела смысл. Для меня этот ответ заключался в том, что я должен все усилия направить на развитие общества и государства. Поэтому я вернулся, чтобы работать, инвестировать свое время, талант, свои возможности в Украину.
— После Революции Достоинства в Украине ты соосновал Ассоциацию «Професійний уряд». В 2021 году на конференции YES ты озвучил президенту Зеленскому, что выпускники мировых университетов готовы работать на государство. Тогда он предложил найти десять кандидатов для работы на государственной службе с зарплатой в 30 тысяч гривен, довольно небольшой по сравнению с той, которую люди с таким образованием могли получать, например, в бизнесе. Чем эта история закончилась?
— Толчком для создания Ассоциации после Революции Достоинства стало понимание, что на тот момент Украина нуждалась в мощной инъекции человеческого капитала в публичный сектор, чтобы восстановиться после развала правительства Азарова и бегства Януковича. Мы понимали, что качество жизни зависит от качества публичного управления, а это в свою очередь — от подготовки, мышления и действий служащих. Тогда был период воодушевления и много желающих работать в публичной службе. Но не было единого портала вакансий публичной службы, поэтому мы обратились с открытым письмом к главе тогдашнего правительства Арсению Яценюку с предложением по анализу кадровых потребностей, чтобы привлечь выпускников на публичную службу.
Тогда около ста людей пошли работать в разные институты: министерства, агентства, госпредприятия. Но это не сработало так масштабно, как нам хотелось.
В 2019-м мы писали письмо Зеленскому с пониманием, что это новый человек для системы публичного управления, которому нужны люди в команду и для развития Украины. Ответ не получили. Через два года на конференции YES у меня была возможность уже лично задать ему вопрос именно о кадровой политике, а не о трудоустройстве меня или других. Наконец президент выступил с конкретной инициативой. В итоге из десяти один человек получил высокую государственную должность: Василий Мирошниченко, другой соучредитель Ассоциации «Професійний уряд», был назначен послом Украины в Австралии и Новой Зеландии. КПД инициативы составил 10%. Надеюсь, еще будет возможность улучшить эту статистику.
— Сейчас в условиях еще большего кадрового голода в Украине, когда за границу выехало много трудоспособной образованной молодежи и родители продолжают вывозить детей, пришло ли государство к вам с предложениями должностей?
— Ассоциация всегда продвигала политику открытых и честных конкурсов на публичную службу. Это не о конкретных людях. И здесь государство должно было бы предложить определенную рамку, которая поможет таких людей привлекать.
После кризиса, связанного с ковидом, были отменены конкурсы на публичную службу. Европейская комиссия в своих отчетах также отмечает: Украина должна показать, что готова прозрачно открывать возможности для привлечения на публичную службу людей с соответствующими компетенциями, образованием, опытом.
Но надо еще уметь их удержать. Для этого важен достойный уровень оплаты труда и надлежащая среда, которую они также должны были бы создавать собственными усилиями.
— А как может государство мотивировать и удерживать этих людей?
— Человека мотивирует то, что он будет работать над развитием своей страны, проектами, которые имеют национальный масштаб и помогают многим людям улучшить свою жизнь, а также получит уникальный опыт. Ожидать очень высокой оплаты труда нереалистично. Согласно исследованиям, государство должно предложить по крайней мере две трети от рыночной оплаты труда соответствующих специалистов, чтобы удержать человеческий капитал в государственной системе.
При этом с 2014 года видим, что многие пошли работать на публичную службу, но потом оставили ее по разным причинам. Одна из них — неблагоприятная организационная культура публичной службы по сравнению с частным сектором. И со стороны Ассоциации мы работали, в частности, над тем, чтобы содействовать улучшению организационной культуры публичной службы.
— Вы в «Професійному уряді» недавно провели исследование по заказу Национального агентства Украины по вопросам государственной службы о желании молодежи с зарубежным образованием работать на госслужбе. Каковы результаты?
— Опрос касался именно стратегии привлечения молодых специалистов, студентов и недавних выпускников с западным образованием. В итоге увидели, что 65% респондентов обдумывают вариант работы в государственном секторе. Почти 80% из тех, кто находится за границей, рассматривают возможность вернуться в Украину, и более половины из них отметили, что готовы работать на государственной службе при наличии достойной зарплаты, возможности приобщиться к трансформации Украины и делать реформы. То есть необходимо предложить очень четкую адженду реформ и дать сигнал, что государство к этому движется.
Наших студентов за границей следует учить публичной дипломатии.
— Открытие Украинского глобального университета (УГУ) для учебы украинских студентов в ведущих университетах мира и помощи в восстановлении после получения образования — это был запрос государства или ваша частная инициатива?
— Украинский глобальный университет — это общественная инициатива, ставшая возможной вследствие объединения усилий украинских заведений высшего образования и общественных организаций (Киевской школы экономики, УКУ и других). Но мы работали над ее одобрением со стороны государства, удалось заручиться поддержкой офиса президента, и это помогало потом Украинскому глобальному университету убеждать коллег за границей помогать.
Из-за полномасштабного вторжения многие люди выехали из Украины. Важно было создать им возможности для развития с пониманием, что потом они инвестируют свое время в развитие Украины. В итоге мы выстроили 70 партнерств с университетами во всем мире и создали более тысячи разных возможностей для обучения и проведения исследований в разных университетах. Это имело определенный эффект, поскольку люди почувствовали, что о них заботятся. Человек должен был подписать меморандум о том, что понимает, что должен вернуться и работать над развитием Украины. Не все еще окончили обучение и вернулись, но процесс продолжается.
— Украина сейчас дает возможности для самореализации этой молодежи?
— Возможности должны быть созданы и не обязательно привязаны к конкретному человеку. Например, Кембридж — это место потерянных возможностей. Потому что их там настолько много, что даже если ты не будешь спать 24 часа, все равно всех не используешь.
Украина должна быть в этом смысле местом потерянных возможностей: когда для людей здесь будет создано столько возможностей, что они будут не в состоянии их все использовать.
— Что Министерство национального единства Украины и государство в целом должны сделать уже сейчас, чтобы Украина была привлекательной для молодежи, получающей образование за границей, чтобы она возвращалась или помогала?
— Важно эффективно коммуницировать миссию министерства и каскадировать ее через программную деятельность. Перед нашим разговором я зашел на сайт Минединства и увидел, что разделы «Миссия и задачи министерства», «Основные задачи, цели и направления деятельности структурных подразделений» не заполнены вообще. Люди знают, что создали это министерство, но коммуникация недостаточна. В чем именно состоит эта политика? Какие программы действуют со стороны государства?
Это могла бы быть скоординированная работа этого министерства, МИД и посольств Украины по налаживанию и укреплению сотрудничества с сообществами украинских студентов в зарубежных университетах. Например, студенты и ученые пишут работы, могут исследовать что-либо, что будет полезным для Украины, а государство могло бы всячески способствовать таким исследованиям. Важно, чтобы украинцы понимали: то, над чем они работают, имеет смысл для Украины и Украина это ценит.
Государство могло бы содействовать обучению публичной дипломатии украинцев, оказавшихся за границей, и других людей, которые хотят присоединиться к продвижению Украины. МИД приняло Стратегию публичной дипломатии на 2021–2025 годы, в которой студенты рассматриваются как «амбассадоры Украины». Это хорошо сказано, но сказать мало. Мало послам провести сугубо ознакомительные встречи со студентами и произнести несколько речей. Встречи и двусторонняя коммуникация должны быть регулярными: какие у вас идеи и потребности, с которыми мы можем помочь, возможно, со стороны посольства попросить кого-то из Украины приехать? Это требует финансовых ресурсов, кропотливой работы большой сети людей, нуждается в инвестициях времени и сил, но без этого мы не увидим значительных успехов.
— Вы с женой во время ее учебы в Оксфорде в прошлом году провели много мероприятий в поддержку Украины. Какой это оказало эффект? Как это могут организовывать украинские студенты за границей?
— Мы подсчитывали, что за год провели 24 мероприятия — приблизительно по два мероприятия в месяц. Это большая командная работа украинского студенческого сообщества в Оксфорде. Один из самых ценных проектов — в часовне All Souls Chapel, которой почти 600 лет, впервые прозвучал украинский «Щедрик», но не только украинскими голосами. Мы научили иностранных студентов петь «Щедрик» на украинском языке. Это показывает, как приобщать иностранцев к украинской культуре и в некоторой степени себя проявить. Также я видел, как эмоционально восприняли выступления и Александры Матвийчук, нашей нобелевской лауреатки, о военных преступлениях, работе с жертвами. Это помогает налаживать межнациональный диалог. С помощью таких мероприятий мы становимся более понятными для других людей.
Украинские сообщества в глобальных университетах действуют давно. Если сообщества нет, то нужно объединяться и создавать. Можно приглашать иностранцев, чтобы обсудить актуальные вопросы, попробовать блюда украинской кухни, послушать украинскую музыку. То есть развить определенную деятельность вокруг этого объединения.
Студентов можно привлекать и к культурным проектам, и к экономическому сотрудничеству. Должен быть так называемый юзеркейс — понимание профайлов людей. И под каждый из них должны быть наработаны решения, как государство может привлекать таких людей, чтобы они инвестировали часть своего времени, сил, жизни в Украину на разных уровнях.
И важно благодарить людей и признавать их вклад. Это мотивирует превосходить себя, делать еще больше. А также позволить украинцам номинировать других для признания со стороны государства заслуг перед Украиной.
— Как Россия работает в зарубежных университетах сейчас? Видишь ли ты усиление тенденций по дезинформации? Как можем ей противодействовать?
— Главнокомандующий армии РФ Валерий Герасимов опубликовал доктрину гибридной войны более десяти лет назад. Там речь идет о том, что информационные и гуманитарные операции являются ключевыми, а соотношение невоенных и военных мероприятий во время ведения войны — 4:1. Это редко воспринимают серьезно, что открывает путь для российской глобальной культурной офензивы, важными форпостами которой являются зарубежные университеты и другие исследовательские центры.
При этом РФ часто опирается на разветвленную сеть центров, которые раньше были центрами советских исследований, а теперь в основном называются центрами изучения России и Евразии. И хотя есть также центры изучения Европы, Украина почему-то во многих университетах и исследовательских институтах, таких как Chatham House, до сих пор изучается под зонтиком России и эфемерной Евразии. Ментальные карты важны, потому что они формируют у людей понимание принадлежностей.
Неоднократно поднимал эти вопросы на международных площадках и писал об этих проблемах для Foreign Policy и Euractiv. Важно формировать понимание, что РФ — это не национальное государство, а колониальная империя, и что ее культуру, литературу надо изучать именно под этим углом. Это для того, чтобы международное сообщество понимало Россию и ее наследие такими, какими они являются на самом деле, какими их видят жертвы империи, а не как РФ хочет их показать через ложь и массовую дезинформацию, которую она часто маскирует под академическую свободу и свободу слова. К сожалению, академическое сообщество очень консервативно и часто сопротивляется переменам.
Кроме противодействия культурной офензиве и дезинформации РФ, нам нужно презентовать Украину и ее культуру. Многое для этого уже делается. Важно создавать и развивать центры изучения Украины, чтобы за границей все больше узнавали о нас и мы могли лучше понимать друг друга. Радуюсь, когда вижу, что в Кембридже изучают украинский язык, пишут диссертации по украинской литературе, а за ужином в Оксфорде профессора цитируют Забужко, Жадана и других. Нам нужно научиться масштабировать хорошие практики и системно их поддерживать, чтобы не только противодействовать дезинформации, но и щедро сеять знания об Украине в мире.
