Антикризисная площадка децентрализации: что может решить Конгресс местных и региональных властей

ZN.UA
Поделиться
Антикризисная площадка децентрализации: что может решить Конгресс местных и региональных властей © president.gov.ua

Как сделать взаимодействие местной и центральной власти в Украине максимально прозрачным, эффективным и отвечающим духу реформы децентрализации?

На какой площадке стараться искать решения, если консультаций с громадами и регионами не всегда достаточно из-за разного уровня проблем, интересов и политического веса игроков?

Как сохранить достижения децентрализации, признанные не только внутри государства, но и на территориях ЕС, и придать реформе новый толчок?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, еще до начала полномасштабного вторжения России при президенте Украины был создан Конгресс местных и региональных властей, который сейчас становится ключевой платформой по взаимодействию.

 

Эволюция Конгресса

Когда этот орган был только создан, на него возлагали всего одну роль — площадки для диалога, где все могут услышать всех. Но такой формат слишком быстро исчерпался и нуждался в более жесткой системе, способной идентифицировать проблемы и побуждать к быстрым решениям.

Именно поэтому в 2023 году был создан региональный формат, в котором несколько раз в месяц происходили заседания, посвященные проблематике конкретной деоккупированной области или территории, страдающей от активных боевых действий. Это позволило получать реальную обратную связь от громад и оперативно давать поручения по устранению проблем. Также это позволило запустить один из проектов реальной региональной сплоченности — инициативу президента «Пліч-о-пліч», в рамках которой 15 условно безопасных областей приобщили к восстановлению населенных пунктов освобожденного правобережья Херсонщины.

Таким образом был найден инструмент для качественного решения некоторых проблем, но это не давало возможности системно оценить ситуацию и начать формировать политику местного самоуправления, получившую сразу два новых, казалось бы, несовместимых вызова: физическое выживание территорий во время войны и европейскую интеграцию, где ведущее место отведено именно регионам.

Поэтому в начале уже 2024 года приняли решение образовать при конгрессе шесть постоянных комиссий, которые распределили по таким актуальным направлениям:

  • эффективное управление;
  • политика безопасности в громадах;
  • политика героев и поддержка ВСУ;
  • гуманитарная политика;
  • инфраструктурная политика;
  • европейская интеграция громад и регионов.

 

Работа комиссий. Объединить невозможное

Комиссиям поручили сразу две параллельные задачи: собирать информацию о текущих ключевых проблемах у представителей местных рад и местных государственных администраций (систематизировать ее и предложить пути их решения) и наработать стратегические предложения по продолженияю реформы децентрализации в соответствующих направлениях и сферах жизнедеятельности страны.

Для баланса мнений избрали главу и трех координаторов каждой из комиссий. Они должны были представлять разные органы власти, но с обязательным распределением представителей: от Верховной Рады, правительства, региональной власти и местной власти. Это позволило рассматривать каждую проблему с разных точек зрения, но вместе с тем находить сбалансированные решения.

Диапазон деятельности оказался достаточно широким. Ведь параллельно необходимы и стратегические продукты, и решение очень разных вопросов. Например, решить проблемы автопарка в громадах, которые отдали свои автобусы на фронт, но не могут использовать завезенные бесплатно от международных побратимов, потому что это запрещает действующее законодательство (сейчас мы ищем правильную модель решения). Или необходимость сократить сроки спецпроверок на должности в областные и районные военные администрации, которые сейчас продолжаются от двух до четырех месяцев из-за большой миграции кадров и низкой пропускной способности со стороны НАПК, что непосредственно влияет на кадровый потенциал государственной вертикали. Но ключевым является то, что без прямого диалога с громадами и регионами много этих вопросов могли бы и дальше оставаться без внимания или решаться только там, где условные главы громад готовы своими ногами оббежать все кабинеты столичных чиновников.

 

Приоритеты государственной политики

От проблем мелких хочется перейти к вещам системным и приоритетным, которые будет иметь децентрализация в течение ближайших и не очень лет. Этих приоритетов четыре.

  • Актуальная, повсеместная, законодательно обеспеченная система административно-территориального устройства, отвечающая стандартам ЕС.

Здесь мы должны говорить прежде всего о громадах на всей территории государства и полном соответствии статистическим стандартам Европейского Союза. Вряд ли для многих станет новостью, что некоторые украинские районы, в 2020 году ставшие следствием политических компромиссов, окажутся слабым звеном в работе с европейскими фондами. Кроме того, украинская Конституция наконец должна признать громаду базовым звеном местного самоуправления, а законодательство — урегулировать все вопросы, касающиеся громад и их территорий.

  • Постоянная и сбалансированная система многоуровневого управления.

Полномочия между центральной и местной властью следует разграничить на уровне законодательства, а деньги — спускать на громады, согласно объему полномочий, а не ежегодным изменениям в Бюджетный кодекс.

Во всех громадах должна быть одинаковая модель управления, не должно быть никаких столичных исключений с объединением должностей.

Ну и, конечно, последствием изменений в Конституцию должна стать ликвидация субрегионального уровня местного самоуправления (районных рад).

  • Сформулированная и законодательно обеспеченная политика относительно отдельных типов территорий.

Полномасштабная война внесла существенные коррективы: не могут одинаково развиваться условная территория Львовской агломерации и сопредельные с РФ громады Черниговщины, которая тотально обезлюдела. Не может в течение переходного периода после войны быть одинаковой система местного самоуправления в Закарпатье и в Херсонщине, не говоря уже о территориях, оккупированных на протяжении десяти лет. Разная рамка для разных территорий, но сначала их адекватное распределение, которое будет отвечать как подходам ЕС, так и вызовам сферы безопасностиУкраины.

  • Оптимальная сеть предоставления публичных услуг, основанная на административно-территориальном устройстве.

ЦПАУ, учреждения здравоохранения, образовательная, судебная сеть — все должно быть синхронизировано с устройством и основываться на одинаковых подходах, которые нашли практическое отображение во время формирования новой карты Украины 17 июля 2020 года. Сейчас такому подходу отвечают лишь административные услуги, но очень радует стартовавший процесс в сфере профильного среднего образования. 

Каждый из приведенных пунктов, безусловно, останется лишь фантазией экспертов и практиков, если мы не будем поддерживать Вооруженные силы и не сплотимся вокруг них. Но без планирования и системности невозможно обеспечивать жизнедеятельность страны и преодолевать современные вызовы. Крайне важно, что Конгресс местных и региональных властей при президенте Украины становится ядром, которое объединяет в себе как сплоченность, так и надежды на позитивные практические изменения и свежий глоток воздуха для главной реформы страны. 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме