Львовян не особенно взволновало сообщение о том, что все пять районных Советов города решили самораспуститься и тем самым поставить крест на своей дальнейшей деятельности. Даже удобней было на прошлогодних выборах в местные Советы: избиратели получали на один бюллетень меньше, чем в других крупных городах, имеющих территориальное деление.
Прожив год без районной советской власти, избиратели не чувствовали, откровенно говоря, правового дискомфорта. Собственно, и раньше районные парламенты больше напоминали политические клубы, где нередко сводили между собой счеты партии разных направлений. Проку от них было немного.
Руководителям же городской мэрии работать стало легче. Улучшилась исполнительская дисциплина, не блокировались на местах решения городского Совета, его исполкома. Четче стала действовать в масштабах города вертикальная структура власти.
Но реорганизация местной власти имеет и обратную сторону медали. Упразднение районных Советов является нарушением норм ныне действующей Конституции, Закона «О формировании местных органов власти и самоуправления». До недавних пор Киев на такие вольности смотрел сквозь пальцы. Как объясняют бывший мэр Львова Василий Шпицер, а также его преемник Василий Куйбида, с народными депутатами Украины было заключено устное джентльменское соглашение, что упразднение районных Советов во Львове Верховный Совет будет рассматривать как эксперимент, который, возможно, распространится на другие города, имеющие административное деление. Во всяком случае, никакой крамолы в эксперименте не усматривалось. Однако до поры до времени. Пока не возник конфликт городского Совета с Галицким райисполкомом, точнее с его председателем Зиновием Урсулом.
После упразднения Советов в районах остались все исполнительские структуры власти: управление внутренних дел, прокуратура, налоговые инспекции и другие. Руководят районными администрациями представители горисполкома, утвержденные сессией городского Совета. В четырех районах реорганизация власти прошла гладко. В Галицком, центральном районе, случилась осечка.
Бывший председатель Галицкого райисполкома Зиновий Урсул, кстати сказать, один из инициаторов самороспуска районных Советов, при утверждении на должность представителя администрации горисполкома не получил вотума доверия городского Совета. Возможно, депутатам не понравилась его деятельность на посту председателя городской избирательной комиссии. Во всяком случае, воспользовавшись предоставленным им правом, они прокатили кандидата на новую должность. Опальный председатель райисполкома прибег к защите закона и решил на отдавать свой прежний портфель. Таким образом в Галицком районе образовалось двоевластие: утвержденный на сессии горсовета представитель горисполкома и председатель райисполкома несуществующего Совета.
Борьба за власть проходит с переменным успехом. Горсовет поддерживает своего сторонника, привлекая иногда на помощь муниципальную милицию. Зиновий Урсул опирается на законные основания, в соответствии с которыми его полномочия действительны до избрания Совета нового созыва.
Рабочая комиссия Верховного Совета, вмешавшаяся в этот конфликт, предложила Львовскому горсовету привести свои решения и его органов в соответствие с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о целесообразности районного деления Львова. Другими словами, горсовет поставлен перед дилеммой: или возобновить районные Советы, или же упразднить районы.
У мэра Львова Василия Куйбиды свои аргументы.
— Горсовет не принимал решения об устранении районных Советов. Они сами распустились, это было их волеизъявлением, — говорит он. — Проверяющим из Верховного Совета, а это в основном депутаты фракции «Коммунисты Украины за социальную справедливость», хочется восстановить советскую власть в районах. Могут, конечно, назначить и выборы в районные Советы, состоятся ли они? Да и практика показала, что не нужны парламенты районного масштаба. Не можем также ликвидировать административные деления Львова. Почти миллионный город станет неуправляемым: ведь все структуры власти привязаны к районам.
Львовские специалисты придали этому конфликту политическую окраску, оценивая его как репетицию для верхних эшелонов власти.
Словом, на создавшуюся ситуацию каждый смотрит со своей колокольни. Точки над «i», возможно, поставит новый Закон о местных Советах. Но он пока в парламентских папках...