ЗАРУБЕЖНЫЙ УКРАИНЕЦ: СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

15 января, 1999, 00:00 Распечатать

Последние восемь лет жизни федерального судьи США г-на Богдана Футея тесно связаны с Украиной. Поэ...

Последние восемь лет жизни федерального судьи США г-на Богдана Футея тесно связаны с Украиной. Поэтому тему проектов Закона о статусе «зарубежного украинца» с ним было интересно затронуть и как с частным лицом, и как с правоведом, знания которого служат интересам становления молодого государства. Тема эта может приобрести со временем особую остроту, поскольку бывшие жители Украины, а также их потомки, истые украинцы, оказавшиеся в силу ряда причин кто в изгнании, кто в эмиграции нескольких волн, заявляют о своем желании, пребывая в диаспоре, восстановить связи с Родиной и активно оказывать влияние на процессы, в ней происходящие. Их стремление, с одной стороны, находит поддержку в Конституции. Но с другой, противоречит

ст. I Основного Закона, исключающей двойное гражданство. К украинцам, которые уже служат Украине на уровне межгосударственных контактов, принадлежит и уроженец старинного городка Бучача Богдан Футей.

Казалось бы, независимость должна была автоматически решить этот вопрос в пользу этнических украинцев. Однако на практике необходимо выработать процедуру, дающую возможность осуществить эту задачу таким образом, чтобы не навредить интересам Украины, для которой, как и для России, крайне нежелателен институт двойного гражданства.

Инициировала процесс в этом направлении общественная организация связей с украинцами за пределами Украины «Україна-Світ». Об этом и другом шла речь и в беседе с г-ном Футеем.

- Г-н Футей, украинцы диаспоры - достойный восхищения феномен. Пребывая в чужой языковой среде, в другой стране, они в большинстве осознают свою принадлежность к Украине. Собственно, это теперь и порождает проблему поиска формы придания им особого статуса в Украине. Формально они вроде бы иностранцы, а фактически - потенциальные граждане. Тем более, что они сами стремятся засвидетельствовать свои горячие гражданские чувства. Посему само время выдвигает требование, которое можно выразить словами одного из псалмов: «Вспомнив себя самого и друг друга»...

- Это самоосознание - сугубо человеческое в человеке. Его истоки находятся в детстве. Чувство принадлежности к национальной общности начинается с семьи. Мы в диаспоре были лишены того, что имели вы. В глазах окружения мы были людьми из ниоткуда. Нас не понимали. Когда речь заходила о нашем происхождении, нас непременно пытались причислить то к советским, то к полякам, то к русским. Украины не знали. Мы представляли ее. Она нам была дана в чувствах. Теперь мы обрели Родину и в реальном измерении. В нас жила ностальгия по собственной государственности, которая особенно обостряется и дает о себе знать среди других государственных народов. Теперь мы чувствуем собственную принадлежность к собственному народу. Мы хотели бы влиться в него, объединить с ним собственную судьбу, свободно бывать на исторической Родине. Однако возникают проблемы, которые необходимо преодолевать.

- Не могли бы вы рассказать о природе этих препятствий на собственном примере?

- На собственном - нет. Я в исключительном положении. Мне не приходится преодолевать препятствия, которые возникают перед другими. Я нахожусь в Украине по приглашению правительства, и это упрощает формальности. Однако многие действительно весьма огорчены тем, что им причиняют хлопоты с процедурой вызова, получения виз, ограничением передвижения в Украине из-за необходимости находиться в определенном и согласованном с властями месте... Требуются межгосударственные договоренности, которые бы упростили процедуру въезда-выезда и пребывания в Украине. Украинцам зарубежья желательно было бы предоставить по крайней мере такие же права, как и в других цивилизованных государствах, в которых им приходится бывать. Эти вопросы находятся преимущественно в сфере межгосударственных отношений. Стоит одному из государств ввести свои правила, как другое тут же вынуждено ввести аналогичные меры со своей стороны. И все это отражается на украинцах зарубежья, находящихся в гражданстве других государств... Возникает заколдованный круг...

- Из которого нам следовало бы вырваться. Хотя в этом «заколдованном круге» изначально много противоречий. Почему-то процедура пересечения государственной границы для граждан «ближнего зарубежья» предельно упрощена, хотя отношение прибывающих оттуда лиц далеко не всегда дружественно по отношению к Украине как суверенному государству. В то же время для украинцев, которые приложили огромные усилия для того, чтобы Украина обрела свою государственность, барьеры сохраняются, как и во времена «холодной войны»...

- Я - американец как подданый государства. Работаю в Украине по поручению правительства своей страны - США. По происхождению - я украинец и таким себя сознаю. Нужно ли мне двойное гражданство? Определенно, что так вопрос не стоит. Важно другое. Необходимо, чтобы именно Украинское государство позаботилось о нас - украинцах диаспоры. Это крайне важно для украинства. Ведь не все украинцы, оказавшись за пределами Украины, стремились к тому, чтобы обрести гражданство стран своего пребывания. Для них связь с Украиной длительное время имела эмоциональный характер. Это было в значительной степени личностное чувство. Теперь ситуация изменилась. Многие хотели бы на склоне лет вернуться в Украину. Как, например, поляки - в Польшу. Многие поляки возвращаются на родину, обеспечив себе старость. Они ввозят в страну средства. Им никто в этом не чинит препон. И в целом это имеет положительное значение для государства. Но об этом необходимо надлежащим образом позаботиться. А почему бы и нет?! Ведь многие из украинцев зарубежья, точно так же обеспечив себя, переехали бы коротать старость не куда-либо, а именно в Украину...

- Диаспора длительное время представляла Украину и ее исторические претензии перед всем миром. Многие из украинцев, оказавшихся за рубежом, военным и политическим путем боролись за ее независимость и государственность. Этим они недвусмысленно доказали свою гражданскую позицию, свое право быть гражданами Украины. Поэтому непонятно, почему даже этим украинцам необходимо въезжать в Украину и выезжать из нее на общих основаниях...

- Изменить для них режим было бы совершенно справедливо. Многие из них лично участвовали в вооруженной борьбе ОУН-УПА. Диаспора боролась за права Украины перед всем миром, когда народ Украины был лишен такой возможности. Диаспора популяризировала идею украинской государственности. По инициативе диаспоры было проведено огромное количество научных и общественных мероприятий, давших значительный результат. Например, они не позволили утаить от мира голодомор в Украине, инициировали создание комиссии в Конгрессе США, задокументировали этот ужасный факт геноцида для общечеловеческой истории... Они бы сегодня хотели быть сопричастными к процессу, развернувшемуся в Украине. Мне кажется, что двух мнений в этом вопросе быть не может. Необходимо упростить процедуру для украинцев, предоставив им особый статус и государственное содействие. Могу привести нелепые примеры того, что приходится переносить даже подолгу живущим в Украине профессорам, изъявившим желание перейти в украинское гражданство. Это в подавляющем большинстве люди пожилые, известные, люди именитые, преподающие украинский язык и историю. А им предлагают пройти через унизительную процедуру... тестирования на знание истории Украины и владение украинским языком. Это их больно задевает. Ведь кто-кто, а они в этом не нуждаются! Вероятно, в подобной ситуации все-таки следует делать различия между украинцами и другими претендентами на гражданство.

- Парадоксов хватает. Лично знаю лиц, получивших украинское гражданство безо всяких тестов и открыто страдающих фобией ко всему украинскому. Да и самой Украине это требование не предъявляется не то что к претендентам, но и к самим гражданам. Гражданство, столь трудно дающееся зарубежным украинцам, ни в грош не ставится теми, кто получает его автоматически. На момент провозглашения независимости достаточно было постоянно проживать в Украине, чтобы обрести украинское гражданство. Процедура приобретения гражданства не предусматривала ни заявления, ни клятвы.

Какова же процедура приобретения гражданства в США?

- Порядок получения гражданства в США таков. Каждому, кто желает получить гражданство США, необходимо прожить в США установленный срок и точно так же сдать экзамен на владение языком страны и знание ее истории. Претендент на получение американского гражданства должен отказаться от всякого другого гражданства, а также всех титулов, которыми он до этого обладал. Например, дворянских. Ему понадобятся свидетели, которые под собственную ответственность поручились бы за моральный и гражданский облик претендента. В отношении услышанного от вас, полагаю, то было специфическое для Украины время. Неоспоримо, что к гражданам должны существовать определенные требования. Так будет и в Украине. Ведь ни в Германии, ни во Франции нет нужды издавать, предположим, закон о государственном статусе в одном случае немецкого, а в другом - французского языков. Это и так понятно каждому.

- Специфичность ситуации заключается и в том, что и государство не сознает во всей полноте, что отражает прежде всего чаяния титульной нации. Иначе такая государственность рискует оказаться и без опоры, и без будущего. В вопросе о статусе зарубежного украинца инициатива тоже исходит не от государства, а именно от общественной организации - Общества по связи с украинцами за рубежом «Україна-Світ». Разве это не парадокс? Ведь общества - это, по логике вещей, «привилегия» меньшинства, а не титульной нации. Потому как титульная нация имеет для обслуживания своих нужд государство с соответствующими службами. Вероятно, вы отметили уже, что проект закона Украины «О зарубежном украинце» в варианте общественной организации более благосклонен к зарубежным украинцам, чем в варианте, предложенном государством. В частности, общество выступает за предоставление им возможности приобретать в Украине частную собственность, стремится предельно упростить процедуру въезда-выезда и пребывания, введя для них безвизовый режим и т.п. Этим оно узаконивает кровную и гражданскую связь между всеми представителями одного народа. Разве это не доказательство того, что на нынешнем этапе государственного строительства государственный аппарат еще не выражает чаяний украинцев и потому сохраняется необходимость в существовании подобных обществ?

- Поначалу преобладал взгляд, что достаточно нескольких лет, чтобы Украинское государство вступило в круг мировых держав богатым и сильным. Однако это был идеалистический взгляд. Ныне же, как мне кажется, на это должна уйти жизнь целого поколения - два-три десятилетия. Люди старшего поколения сожалеют о том, что не узрят Украину во всем величии и мощи. Однако я принадлежу к оптимистам. Все понемногу поворачивает к лучшему. Те законы, которые приняты сейчас и готовятся к рассмотрению, убеждают в этом. Другое дело, что необходимы большие усилия, чтобы заставить их работать, чтобы они неукоснительно и последовательно исполнялись. Но процесс перемен приобретает необратимость. Поэтому горячиться и торопиться с выводами не следует. На верный путь государство должен вывести весь украинский народ, что он и делает через свои неформальные свободные объединения. Как и в конкретном случае, когда Общество «Україна-Світ» не только выдвинуло в повестку дня вопрос о статусе заграничных украинцев, но и выступило с собственным проектом закона. Это положительный процесс государственного строительства.

* * *

После встречи не раз в памяти всплывали скупые, но содержательные ответы г-на Футей. Постепенно проявился их более глубокий, чем казалось поначалу, смысл. Оказалось, опыт процедуры предоставления гражданства, который практикуется в США и который мой собеседник никому не силился навязывать, естественно нашел себе применение и в работе над проектом Закона Украины «О зарубежном украинце». Все, кто участвовал в разработке и обсуждении положений проекта, не сговариваясь, кроме происхождения, в той или иной форме, но предусмотрели необходимость т.н. рекомендации нескольких поручителей, которая имеет место в США. Недостаточно, оказывается, родиться украинцем, иметь украинскую фамилию или быть украинцем в определенном колене (одни настаивают, чтобы претендент был украинцем по крайней мере в третьем колене, другие допускают в четвертом), но и в непременном порядке если не владеть свободно, то хотя бы без труда понимать украинский язык. Но и этого одного недостаточно! Чтобы получить статус заграничного украинца, в обязательном порядке предусмотрено членство в украинской общине, участие в украинской общественной или культурной жизни общины, а еще - обязательно работать в интересах Украины, пребывая в подданстве другой державы. «Если украинцы диаспоры обязаны чувствовать свою духовную связь с Украиной, - отмечает, в частности, Омелян Коваль, председатель ГРУГОБ УДК в Бельгии в письме Президенту и правительству Украины в отношении предоставления статуса заграничного украинца, - то они должны трактоваться Украинским государством как родные, которые проживают на чужбине, хотя и в иностранном гражданстве. Со своей стороны, украинцы диаспоры имеют моральные обязательства в отношении Украины, проявляя заботу о ее добром имени в стране своего поселения, обеспечивая ее интересы и активно участвуя в общественных организациях диаспоры, проявляя заботу об организованной защите украинской духовности, языка, культуры и физической субстанции своей общины в данной стране». В этом вопросе г-н Коваль, излагая свои подходы, всецело ориентируется на положительный опыт Израиля и мирового еврейства.

Признаемся положа руку на сердце многие ли из рожденных в Украине украинцев могли бы получить такую рекомендацию при получении своего паспорта? С одной стороны, такие требования диктуются необходимостью выживания общины в иноязычной культурной среде, но не подобные ли задачи возникают перед украинцами и в отчизне? Недостойного община не станет рекомендовать для предоставления статуса заграничного украинца... По всему выходит, г-н Футей действительно деликатно предлагал достойный подражания в этом вопросе опыт США.

Отчасти понятной стала и его забота о направлении развития конституционного процесса в Украине, засвидетельствованная рядом научных разработок («Правовая революция в Украине», «Переход от командной системы к верховенству права», «Проект Конституции Украины встречается с политическими реалиями», «Проект Конституции Украины, правовая перспектива», «Замечания к Закону «О Конституционном суде Украины» и др.). Ведь именно благодаря появлению ст.12 в Конституции Украины стала возможной не только забота государства об удовлетворении нацио-культурных запросов украинцев, которые постоянно пребывают за пределами исторической Родины, но и было положено начало процессу выработки статуса «зарубежного украинца» таким образом, чтобы не войти в противоречие со ст. I Основного Закона, в котором категорически определено, что «в Украине существует единое гражданство». Если развивать конституционный процесс в избранном направлении, то вскоре могут осуществиться и предложения предоставить этой категории украинцев право безвизового въезда в Украину, а также равного с гражданами права приобретать на земле предков движимое и недвижимое имущество и т.п. При условии, разумеется, что они остались истыми украинцами. Одновременно Закон открывает перед Украиной и возможность в перечень вопросов межгосударственных переговоров включать в обязательном порядке и те, которые связаны с предоставлением украинской диаспоре финансовой помощи для осуществления деятельности культурно-просветительских учреждений со стороны правительств государств - участниц переговоров... Все эти далеко идущие возможности открыл именно законотворческий процесс в Украине, к которому сопричастен и г-н Футей. Вероятно, это окажет содействие в возвращении на родину тех украинцев, которые изъявят желание вернуться для того, чтобы личным участием в политической и экономической жизни упрочить положение в стране.

Приятно удивил Богдан Футей и тем, что оказался знатоком не только американского законодательства, но и украинского традиционного права, закрепленного в обычаях народа. Именно он был рецензентом диссертации об С.Днистрянском - первом ректоре Свободного украинского университета в Праге (ныне в Мюнхене), известном деятеле украинского освободительного движения в Австро-Венгрии, именитом ученом, по учебникам которого до сих пор изучают эту тему студенты Чехии и Германии, а отныне - будут изучать и наши.

Путь переменам ныне прокладывает не сила, а право. Значение работы правоведов диаспоры неоспоримо. И получает должное признание. Так, г-н Футей, уже отмеченный за свою профессиональную деятельность рядом научных заведений Запада, 23 августа 1995 года был удостоен и почетного отличия Президента Украины.

Положительный опыт подобного решения проблемы соотечественников, которые в силу различных обстоятельств проживают за границей, как получив гражданство страны пребывания, так и не получив такового, мог бы сослужить добрую службу и на всей территории бывшего СССР. Подобно тому, как паспорт заграничного украинца предоставляет ему защиту Украины наравне с гражданами, уравнивает обладателя такого документа с ними во всех правах, за исключением службы в вооруженных силах и участия в выборах, документы аналогичного образца могли бы вернуть утраченный гражданский статус и связь со своей исторической родиной всем, кто в этом нуждается. Это могло бы значительно упростить отношения между новообразованными государствами - бывшими республиками СССР.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно