ЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИИ НАРОДУ

31 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 44, 31 октября-6 ноября 1997г.
Отправить
Отправить

28 октября в Международном центре перспективных исследований прошла презентация социологическог...

28 октября в Международном центре перспективных исследований прошла презентация социологического обследования «Опыт граждан относительно качества и честности предоставления услуг государством», выполненного в рамках программы «Национальная система добродетели». Последняя, в свою очередь, является развитием президентской программы «Чистые руки» и разрабатывается под эгидой Минюста Украины и Всемирного банка. Результаты опроса 1600 рядовых граждан в масштабе всей страны дают пищу для некоторых достаточно неординарных выводов. Ряд из них отмечен авторами работы, другие - выпали, на наш взгляд, из поля зрения.

Не грозит ли Украине очередной референдум?

Коррупция сродни проституции - все вместе с ней борются, а по отдельности не брезгуют пользоваться. Борьба при этом ведется с безнравственными лицами, а не причинами, их порождающими. Со времен расцвета царизма и до момента обретения Украиной независимости борьба с коррупцией рассматривалась как борьба с «отдельными проявлениями». Программа «Чистые руки», введенная в гособорот 10 апреля с.г., увы, не нарушила традицию. Ничего не изменилось, судя по приведенным ниже цитатам, и за прошедшие с тех пор полгода.

«Надо перекрыть путь в Верховную Раду людям, которые рассматривают депутатский мандат как ключ к сладкой жизни... Я предложил Верховной Раде принять решение о снятии депутатской неприкосновенности. С тех пор прошло четыре месяца, а реакции - никакой» (из обращения к народу Л.Кучмы по случаю подписания закона «О выборах народных депутатов Украины»).

«Профессионализм и высокая моральность - это основные требования к каждому, кто претендует на высокое место в структурах власти. Необходимо сделать все для того, чтобы в результате выборов 1998 года к власти пришли порядочные люди» (из выступления В.Пустовойтенко на съезде Народно-демократической партии).

Ну что же, как свидетельствуют диаграммы на рис.1 и 2 из упомянутого обследования, наши высшие руководители свои кадры знают. Мало того, что обыватель признает работу всех госучреждений не более как «посредственной», именно ВР и Кабмин единственные получили оценку «плохо» (впрочем, и администрация Президента ненамного «ушла вперед»). При этом наблюдается четкая корреляция между качеством обслуживания и уровнем честности и порядочности (читай: коррумпированности). И это при том, что обыватель имеет контакты с данными центральными органами куда как эпизодически!

Словом, глядя на рисунки, невольно приходит на ум законодательная инициатива следующего содержания: заменить Верховную Раду - на почтовое отделение, президентскую администрацию - на школьную, а Кабмин - на отделение сбербанка. Осталось выяснить, кто, согласно Конституции, добровольно возьмет на себя роль инициатора. В противном случае, придется обращаться уже народу к Президенту на предмет проведения соответствующего референдума.

Да не оскудеет рука дающего!

Думаю, не нужно кого-то убеждать, что в деле борьбы с коррупцией самое опасное - неправильно объяснить причины, ее порождающие. И хотя в такой библии антикоррупции, как пособие организации «Международная прозрачность» под названием «Системы общегосударственной этики поведения», опровергается причастность культуры страны к масштабам взяточничества, я все же рискну высказать сомнение на сей счет. Ибо если и искать различие между странами со слабо коррумпированной бюрократией и Украиной, то скорее в сфере общественного сознания или, точнее, в отношении к закону и реакции на коррупцию.

Так вот, по данным обследования, процент респондентов, которые вынуждены были платить взятки в госучреждениях, колеблется от 12% (телефонный узел) до 27-35 % (налоговая инспекция, ОВиР, таможня, ГАИ). Средний размер неофициального вознаграждения колеблется при этом от 20 грн. (прокуратура) до 120-140 грн. (милиция, райсуд, таможня). При этом следует заметить, что, согласно более ранним исследованиям Всемирного банка, охват юридических лиц взятками значительно выше - от 51% при каждом визите налогового инспектора до 100% при каждом пересечении границы.

Но наиболее важным аспектом обследования полагаю свидетельство 72% взяткодателей о том, что делали они это по собственной инициативе, причем 86 % из них считают, что это серьезно помогает решать проблемы (в общем числе домохозяйств последний параметр составляет 47 %). Разве не говорят все эти цифры о высочайшей коррумпированности отечественного сознания? Но тогда возникает другой вопрос: отчего душа нашего человека постоянно испытывает сильнейший зуд: дать, дать, дать..?

Первый феномен взяткодательства я бы обозначил как «страх опоздать на поезд». В свое время его замечательно описали Ильф и Петров в виде бегающего вдоль поезда человека, которого снедает подозрение, что в кассе ему продали не тот билет. Проецируя эту ситуацию на нашу действительность, легко вообразить: предложи некто гражданину заплатить сверху за «тот» билет, включая размещение на искомой полке в вагоне, и он не то что согласится, не раздумывая, но и будет по гроб благодарен. Остается домыслить вместо поезда современные аксессуары, вроде регистрации предприятия, получения загранпаспорта, визы и т.д. и т.п. Именно с целью унять описанный зуд при госслужбах или где-то рядом созданы специально для нашего человека подразделения и фирмочки, которые называться могут по-разному, но функцию выполняют одну-единственную: принять взятку и выдать по данному факту официальную расписку. Причем зависимость здесь прямая: чем больше страха - тем весомее взятка. Не этим ли объясняется бездействие органов, охраняющих нас от буйствующей преступности?

Следующий феномен связан с привычкой нашего человека переходить улицу не там, где положено, а там, где он в данную минуту находится. Ибо, как правило, все сходит с рук. За одним закон не поспел, на другого никто распространить его не посмел, третий насовершал на высшую меру, но совершенно неожиданно для себя очутился в другом государстве. Указанная двоякость бытия находит вполне адекватное отражение на уровне сознания. Так, в официальной части своего сознания Украина тщательно «моет руки», периодически объявляя «охоту на волков» (особливо тогда, когда надобно разобраться с кем-то конкретно). На бытовом же уровне то и дело слышится: «А как не дать, то как жить?»

Это в Италии периодически лопаются парламенты, правительства косяками прут в отставку. И все из-за взяток. Потому как коррупция для западных механизмов - та же ржавчина. А вот в Украине аппарат взятками укрепляется, они для него - та же смазка. Их наличие делает политику и СМИ более предсказуемыми, легче прочитываемыми. Такса установлена - никакой орлянки. Денежных импотентов просим не беспокоить!

Наконец, третий феномен воплощен в знаменитом вопросе «Ты меня уважаешь?» Ведь взятка в нашем Отечестве - дело теплое, семейное, задушевное. При всей любви к равенству и братству мы желаем особого к себе подхода и ужасно любим создавать всевозможные особые условия. Прежде то были закрытые буфеты и спецраспределители, ныне - закрытые АО и спецзоны. Вся прелесть взятки в том и состоит, что тут ты обслуживаешься в индивидуальном порядке, а оказывающий услугу как бы пребывает в интимном контакте с тобой. Но тут важно не быть застигнутым врасплох или сделать чего-то не так. Скажем, недодать или как-нибудь не так выразиться, ведь берущие - народ ужасно обидчивый. Бухнуть же лишнее - себя перестать уважать. Словом, не семейным сексом тут пахнет, а волнующим адюльтером на стороне.

Меняем три кита

на три модели

Выступивший на презентации главный координатор разработки программы «Национальная система добродетели» от Всемирного банка Петер Лангсет назвал «три кита» международной методологии борьбы с коррупцией: 1) правительство подотчетно гражданскому обществу; 2) у борцов с коррупцией наличествует политическая воля; 3) имеются два-три чистых «столпа добродетели» и «донора». Таким образом, за исключением, пожалуй, донора в лице Всемирного банка, остальные «млекопитающие» вряд ли могут претендовать на антикоррупционную сертификацию. Все же, что происходило в сфере борьбы с оргпреступностью и коррупцией, начиная с известного совещания у Президента в начале 1995 года, можно считать ответом на вопрос: «Что будет, если ничего не делать?» Поэтому нам остается в заключение кратко описать три известные в мире условно-географические модели государств, побежденных коррупцией.

Азиатская модель. Коррупция является привычным и общественно-приемлемым культурным и экономическим явлением. Это обеспечивает законный и практически единственный доход чиновников.

Африканская модель. Власть продается на корню группе договорившихся между собой экономических кланов и политическими средствами обеспечивает надежность их существования. Это возможно при сворачивании демократии или при использовании демократических процедур в качестве камуфляжа. Экономика окончательно примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы. Время от времени кого-либо из слишком зарвавшихся олигархов отправляют на заклание, что позволяет на время ослабить давление в котле общественного недовольства.

Латиноамериканская модель. Попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализованным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Спохватившись, власть оказывается втянутой в жесткое прямое столкновение с мафией, образующей государство в государстве. Экономическое благополучие становится задачей не только недостижимой, но второстепенной на фоне других проблем. Постоянная политическая нестабильность делает весьма вероятным установление диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим - переход к африканской модели.

Разумеется, описанные модели в жизни не реализуются в чистом виде. Так что Украина вполне может открыть новую страницу в истории коррупционной болезни. Возможности здесь большие, пока власть лихорадочно хватается за отдельные, вырванные из общего контекста меры. Ибо те государства, которым таки удалось победить зло, сумели в первую очередь реализовать такой комплекс действий, который превратил коррупцию-болезнь в коррупцию-боль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК