Военное положение в Украине: какие права и обязанности есть у граждан

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Военное положение в Украине: какие права и обязанности есть у граждан © КГГА, Алексей Самсонов
Все самое главное о военном положении

Прошло два месяца с момента полномасштабного вторжения России в Украину и введения в Украине военного положения. Но у наших читателей и сегодня возникает еще множество вопросов относительно этого правового режима. Поэтому Ассоциация юристов Украины отвечает на самые распространенные вопросы.

Что такое военное положение?

Военное положение (ВП) — это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, угрозы государственной независимости Украины и ее территориальной целостности. С 24 февраля 2022 года ВП было введено на всей территории Украины.

Оно предусматривает предоставление государственным органам, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления больших, чем в обычных обстоятельствах, полномочий, необходимых для отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности.

На период действия военного положения временно могут подпадать под ограничения конституционные права и свободы человека и гражданина, а также права и законные интересы юридических лиц.

Как вводится военное положение?

ВП вводится Указом президента Украины (по предложению СНБО), который утверждает Верховная Рада Украины. Режим военного положения устанавливался сроком на 30 суток, и в последний раз его действие парламент продлил до 25 мая.

Правом на установление ограничений после введения военного положения наделено военное командование самостоятельно или совместно с другими органами власти. Их приказы и директивы обязательны для исполнения. На территориях, где введено ВП, по решению президента могут образовываться временные государственные органы — военные администрации. 24 февраля такое решение было принято.

Само военное командование и военные администрации вводят и осуществляют мероприятия правового режима ВП, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.

Какие права ограничиваются, и какие меры могут быть приняты?

На период действия ВП могут ограничиваться конституционные права и свободы, а также вводиться временные ограничения прав и интересов юридических лиц.

Перечень и объем ограниченных прав обязательно отмечаются в Указе президента о введении ВП.

Во время военного положения могут быть введены:

  • ограничение на передвижение лиц, в том числе и за границу (проверка документов, осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, комендантский час, запрет на пересечение границы лицам, подпадающим под общую мобилизацию, — 18–60 лет);
  • ограничение места пребывания или обитания граждан (эвакуация населения);
  • ограничение права на неприкосновенность жилья (изъятие имущества, военно-квартирная повинность по расквартированию военнослужащих, размещение эвакуированных лиц);
  • ограничение права на труд и предпринимательскую деятельность;
  • ограничение права на тайну переписки и телефонных разговоров и другой корреспонденции;
  • ограничение на вмешательство в личную и семейную жизнь;
  • ограничение права на свободу мнения и слова, деятельности СМИ и отдельных политических партий или общественных организаций, проведение мирных митингов и массовых мероприятий;
  • запрет проведения выборов и референдумов;
  • ограничение права на образование.

Кроме того, введение режима ВП допускает такие мероприятия, как установление особого режима работы крупных предприятий; использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий для потребностей обороны; принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной собственности, и изъятие имущества госпредприятий для потребностей государства; введение трудовой повинности или комендантского часа и т.п.

Ограничение на выбор места пребывания или местожительства лиц

Свободный выбор местожительства или пребывания — право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, на выбор административно-территориальной единицы, где они хотят проживать или находиться.

Это право ограничивается во время действия ВП, а объем запретов и ограничений самостоятельно принимает военное командование совместно с военными администрациями или с привлечением госорганов. Такое решение должно быть немедленно доведено до сведения населения через СМИ.

В решении отмечаются обстоятельства, сложившиеся в Украине или в отдельных ее местностях, и неблагоприятные факторы военного характера, создающие угрозу для населения и существенным образом снижающие уровень обеспечения его жизнедеятельности, пути противодействия таким факторам. Например, может идти речь об эвакуации населения.

Решение должно содержать:

  • обоснование необходимости введения запрета или ограничения;
  • сроки введения такой меры;
  • названия населенных пунктов, которых это касается.

Как действуют механизмы принудительного отчуждения и изъятия имущества

Принудительное отчуждение имущества — это переход имущества из частной собственности в собственность государства при условии возмещения владельцу его стоимости. Это касается как физических, так и юридических лиц согласно потребностям военного времени.

Предварительное полное возмещение стоимости осуществляется на основании оценки, которая проводится в связи с принятием такого решения.

Если средств для предварительного полного возмещения недостаточно, имущество отчуждается с последующим полным возмещением его стоимости. Эта процедура осуществляется после отмены ВП на основании обращения бывшего собственника в территориальный центр комплектования и социальной поддержки по месту отчуждения имущества с заявлением, к которому прилагаются акт и документ с выводом о стоимости имущества.

Принудительное изъятие имущества — изъятие в собственность государства имущества госпредприятия и переход его без возмещения стоимости.

Принудительное отчуждение или изъятие имущества обязательно оформляется актом.

Решение о принудительном отчуждении или изъятии имущества принимается военным командованием по согласованию с местными органами власти. Согласование местных органов не нужно, если принудительное отчуждение осуществляется в местностях, где непосредственно ведутся боевые действия.

Если имущество, принудительно отчужденное у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо имеет право требовать в судебном порядке возврат такого имущества на условиях, определенных законом.

Бывший собственник имущества, принудительно отчужденного в связи с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.

Что предусматривает введение трудовой повинности?

Трудовая повинность — краткосрочная трудовая обязанность на период мобилизации и военного времени для выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного характера, возникших в период военного положения. Выполнение таких работ — обязанность гражданина и не нуждается в обязательном согласии.

К общественно полезным работам привлекается трудоспособное население, кроме:

  • малолетних детей и детей в возрасте от 14 до 15 лет;
  • женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также беременных женщин;
  • лиц, привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и забронированных за предприятиями на период мобилизации и военного времени.

Продолжительность выполнения таких работ и их оплата устанавливаются согласно трудовому законодательству с соблюдением таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и т.п. На время привлечения работающего лица к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ним после окончания выполнения таких работ сохраняются соответствующее рабочее место и должность.

Решение о введении трудовой повинности принимает военное командование самостоятельно или совместно с местными органами власти и доводит его населению через СМИ. Оповещение, сбор и комплектование групп обеспечиваются военным командованием.

В решении о введении трудовой повинности, кроме обоснования, в частности отмечаются и критерии отбора лиц, ориентировочная численность и порядок взаимодействия, а также перечень работ и границы территории их выполнения.

Как могут использоваться мощности предприятий для потребностей обороны?

Эта мера не детализирована и не урегулирована на законодательном уровне, и поэтому в каждом случае может проводиться по усмотрению военного командования, исходя из текущих потребностей.

Такая формулировка потенциально позволяет военному командованию перевести любое предприятие на полное обслуживание оборонных потребностей, при этом возмещение убытков или другие гарантии компенсации прямо не предусмотрены.

При введении такой меры необходимо обеспечить присутствие компетентного персонала владельца предприятия для текущего контроля и документирования всех операций с целью дальнейшей компенсации возможных убытков.

Как происходит деятельность банковской системы в условиях ВП?

Национальный банк Украины принял ряд постановлений, регулирующих работу банков в особый период. Им подробно урегулированы вопросы приостановления работы банков, функционирования денежно-кредитного рынка, межбанковских расчетов, наличных и безналичных расчетов, кассовых сделок, валютных операций и контроля, порядка хранения документов и информации и т.п.

Особый период — это период с момента объявления решения о мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, охватывающий время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

Безналичные расчеты

НБУ имеет право принимать решения об ограничении, приостановлении осуществления безналичных расчетов в банках или их осуществление только через определенные уполномоченные банки. За время действия военного положения никакие ограничения на безналичном рынке расчетов введены не были.

Ограничение оборота наличных средств

НБУ может вводить ограничение на снятие наличных средств с текущих и кредитных счетов.

24 февраля регулятор ограничил снятие наличных средств на уровне 100 тысяч гривен в день и зафиксировал курс гривни на уровне 29,25 грн за доллар. Сейчас планирует эти ограничения ослаблять.

Предприятия, организации в условиях особого периода заключают договора об открытии и ведении счетов только с привлеченными или уполномоченными банками.

При этом все наличные средства, поступающие в кассы в особый период, предприятия в полном объеме обязаны сдавать в привлеченный или уполномоченный банк.

Исключение составляют предприятия, в кассы которых постоянно поступает наличная выручка (розничная торговля, питание, предоставление услуг и прочие) и которые имеют право тратить наличные средства на оплату труда и соцвыплаты работникам, а также предприятия, которые за счет наличных средств закупают с/г продукцию у населения.

Кредитные каникулы

Кредитные каникулы — отсрочка в расчетах клиента с банком во время военного положения в стране и может касаться уплаты основной суммы кредита («тела» кредита) или начисленных процентов.

Как отмечает Нацбанк, договоренность между банком и заемщиком о кредитных каникулах — процедура добровольная. Многие банки уже самостоятельно инициировали отсрочку уплаты по займам, эта информация доступна на их официальных сайтах. Если клиент чувствует, что из-за падения доходов «не тянет» кредит, следует обращаться в банк.

Со своей стороны, регулятор уже объяснил, что позволил банкам не учитывать неуплату по кредитам как просрочку в течение действия военного времени и 30 дней после него, если неуплата связана с вооруженной агрессией РФ.

Как осуществляется правосудие в условиях ВП?

Право на суд в условиях действия режима ВП не ограничивается.

Суды, органы и учреждения системы правосудия продолжают свою деятельность. Судебные органы, размещенные на территориях временной оккупации или в зоне ведения активных боевых действий, изменили свою территориальную подсудность.

 

Сейчас осуществляются мероприятия для восстановления правосудия на деоккупированных территориях Киевской, Черниговской, Сумской областей.

Сокращение или ускорение каких-либо форм судопроизводства во время ВП запрещаются, как и создание чрезвычайных и особых судов.

Больше статей Ассоциации юристов Украины читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме