Новейшая история морского флота Украины уже приучила добропорядочных граждан к тому, что в любой момент на свет Божий готов «выплыть» рассказ о похождении украинских судов вдали от территориальных вод родной страны. Как правило, ничем хорошим такие «прогулки» не заканчиваются. Многомесячные аресты в портах, продажа судов на аукционах по цене металлолома и другие подобные действия стали настолько привычными, что складывается впечатление, никто в этой стране не удивится, если в один из дней Украину поставят перед фактом… отсутствия морского флота как такового.
В сентябре прошлого года в высоких украинских кабинетах начал обсуждаться вопрос передачи украинских балкеров в распоряжение СП «Трансориент Оверсиз С.А.» (Пирей, Греция). Решение cпециальной комиссии было поддержано руководством Министерства транспорта Украины, в лице первого заместителя министра Л.Костюченко, который 2 октября 1998 года в своем письме на имя вице-премьер-министра С.Тигипко обосновал причины принятия данного решения руководством Минтранса: «... сохранит для Украины балкерный флот, что позволит после его передачи в управление компании «Трансориент Оверсиз С.А.» сохранить рабочие места для украинских моряков, обеспечит надежную базу для создания современной структуры финансирования морской отрасли Украины, контроль за процессом финансово-хозяйственной деятельности, что практически невозможно осуществить при условии управления украинскими судами иностранным менеджером. ... Сейчас главное - сохранить флот Украины, и в данном конкретном случае предложение компании «Трансориент Оверсиз С.А.» является наиболее привлекательным.»
Чем же привлекла внимание украинских чиновников греческая компания? CП «Трансориент Оверсиз С.А.» было организовано в 1989 году. 50% акций в этом же году были переданы ГСК «ЧМП», а в 1996 году ГСК «ЧМП» передала 25% акций ГСК «Украинское морское пароходство». 3 мая 1996 года вошло в историю тем, что в этот день было подписано кредитное соглашение между группой судоходных компаний «Трансбласко» (куда входит и «Трансориент Оверсиз С.А.») и рядом банков. Сумма кредита составила 15,5 млн. долларов Цель кредита - рефинансирование задолженности группы компаний «Трансбласко» и получение оборотных средств. Спустя два года остаток по кредиту составлял ориентировочно 10,4 млн. долл. В качестве обеспечения кредита использовался залог шести судов, а также их фрахт и страховые полисы. Стоимость заложенного имущества составила 8-9 млн. долл. Обосновывая перспективность и важность данного проекта, президент ГСК «ЧМП» С. Мелащенко отмечал: «Учитывая, что стоимость заложенного имущества ниже суммы, необходимой для погашения кредита, отсутствие контроля за действиями оператора может привести к потере шести судов с остатком задолженности в размере 2-3 млн. долл.» А для того, чтобы этого не произошло, необходимо:
«1. Установить жесткий контроль за доходами и расходами, связанными с коммерческой эксплуатацией судов и их продажей по требованию банка.
2. Взять под контроль работу компании «Трансориент Оверсиз С.А.»
Деятельность «Трансориент Оверсиз С.А.» неоднократно становилась предметом изучения со стороны руководства ГСК «ЧМП». Лучше всего об этом рассказал и.о. президента ГСК «ЧМП» А.Винницкий в своем письме, направленном в Южно-украинскую транспортную прокуратуру 5 ноября 1998 года. Еще в феврале 1997 года комиссией ГСК «ЧМП» с привлечением английских финансистов были произведены проверка, анализ и изучение деятельности компании «Трансориент Оверсиз С.А.». В акте комиссии были отмечены многочисленные нарушения как в хозяйственной, так и в финансовой деятельности, а также отмечено, что аудиторская проверка компании не была произведена. В сентябре 1998 года деятельность компании была вновь проанализирована рабочей группой ГСК «ЧМП» и опять были зафиксированы многочисленные нарушения в работе указанной компании. Руководство «ЧМП» предприняло все меры по скорейшему исправлению создавшегося положения. В том числе, только в течение сентября-октября 1998 года девять раз требовало через различные инстанции (включая посольство Украины в Греции) приезда в Одессу директората компании «Трансориент Оверсиз С.А.» Ю.Падерова и С.Ратушняка и предоставление аудиторского отчета компании за 1997 год. Однако ничего из этого не вышло.
Кстати, результатом срыва графика платежей и обесценивания заложенного флота стало требование кредиторов о продаже двух судов, что и было осуществлено. «New Wave» (бывший «Харитон Греку») и «New Sрirit» (бывший «Микола Бажан») «уплыли» из Украины безвозвратно. Таким образом, все идет к тому, что из-за невозможности контроля со стороны ГСК «ЧМП» за оперированием директоратом СП «Трансориент Оверсиз С.А.» судами совместного владения, неотработка полученного кредита влечет за собой аукционную продажу оставшихся судов и отнесение остаточной задолженности на ГСК «ЧМП». И как считает и.о. президента ГСК «ЧМП»: «Все это свидетельствует о сговоре директоров СП «Трансориент Оверсиз С.А.» Ю.Падерова и С.Ратушняка с греческим партнером, направленном на открытое хищение собственности государства Украина. Необходимы действенные меры по приведению Ю.Падерова и С.Ратушняка в лоно закона и предотвращению дальнейшего нанесения ущерба государству.»
За прошедший год ничего в этой истории не изменилось. В любой момент Украина может расстаться с оставшимися у СП «Трансориент Оверсиз С.А.» судами. А невозможность или нежелание украинских чиновников как-то повлиять на этот процесс приводит к тому, что страна все стремительнее теряет имидж морской державы.